14 ноября 2015 г.

Великая работа Мэнли П. Холла

Источник: Occult of Personality 
http://www.occultofpersonality.com/ 

 «…большой материалистический прогресс, перед которым мы так долго благоговели, находится на гране краха. Мы больше не можем верить тому, что мы рождены в этот мир накапливать богатства и предаваться смертоносным желаниям. Мы видим опасности и притворяем в жизнь то, что мы разрабатывали столетиями. Мы говорим, что двадцатый век был более прогрессивным, чем вся предшествующая история, но к несчастью прогресс был направлен на саморазрушение. 

 «Во избежание будущей войны, преступлений и крушений, каждый должен начать планировать свою собственную судьбу, и лучший источник с необходимой информацией дается нам через писания древности. Самое великое знание всех времен должно быть доступно… в книге, которая возможно будет монументом, а не только гробом. 
 - Мэнли П. Холл в предисловии к бриллиантовому юбилейному изданию «Тайных учений всех времен»



Один из величайших когда-либо написанных трудов по систематизации оккультизма - «Тайные учения всех времен» -  Мэнли П. Холла, является истинным шедевром. Впервые он был опубликован  в наше время под более привычным заголовком, помещенном на обложку – «Энциклопедическое изложение масонской, герметичесесокй, каббалистической, и розенкрейцеровской символической философии» . Новый том освещал все эти темы и многое другое. Это та настольная книга, которую я первым делом открывал всякий раз, когда возникал спорный вопрос или требовалась цитата. Холл действительно всецело зафиксировал всё, о чем указано в заглавии. Как появился этот эпический том - отдельная история. 

Холл родился 18 марта 1901 года в городе Питерборо, штат Онтарио. Его родители развелись и он был воспитан в Су-Фолз, штат Южная Дакота, своей бабушкой по материнской линии Флоренс Палмер. Болезненный ребенок, Холл проводил все время за изнуренным чтением. В последствии они переехали в Чикаго, где Холл был включен в военную школу. Когда ему исполнилось шестнадцать, его бабушка умерла. А молодой Холл попал под опеку «самозваного розенкрейцерского сообщества» в Калифорнии. Холл жил с этой группой до тех пор, пока в девятнадцать лет не стал «сомневаться в их претензиях на древнюю мудрость» и  самовольно их покинул. С этого времени начала восходить звезда Холла. Он читает лекции на различные эзотерические темы и приобретает известность и покровительство многих влиятельных людей, продолжая свою эзотерическую деятельность. Он путешествовал по миру, посещая в поисках древней мудрости Египет, Индию, Китай и Японию. Холл имел доступ к библиотекам с древними манускриптами, которые большинству людей не попадались на глаза и скорее всего не попадутся. Начавшиеся в 1921 году, эти поиски увенчались двухлетним периодом с 1926 г. по 1928 г., в течение которого была проделана значительная часть исследований и написания текстов. Самым неожиданным итогом всего этого стала удивительная книга, подготовленная перед двадцать восьмым днем рождением Холла. Американский мистик занимался не только исследованиями и написанием этой внушительной книги - он сам собирал средства для её издания. Первый тираж был предназначен главным образом для тех, кто участвовал в этом проекте. Это было настоящим взрывом, однако позже это издание не выходило в печать.

Судя по цитате в вступлении, мотивом Холла к написанию, финансированию и самостоятельному изданию «Тайных учений всех времен» стала грубый и безрассудный материализм, который он наблюдал в обществе, не находя духовного и мистического. Холл довольно рано почувствовал в жизни осознание того, что для него, и, как он полагал, для человечества, материализм является ложным светом, предлагающим только пустые раковины. Холл стремился поддерживать внутренний огонь мудрости и убедить людей измениться внутренне, как это сделал он сам. В течение всей своей жизни Холл не был социальным человеком, а был в каком-то плане отшельником - он прожил жизнь аскета. Он знал предмет, о котором писал и говорил, потому что сам жил идеалами: «Тот, кто проживает жизнь, должен знать Доктрину»

«Тайные учения всех времен» читается как книга, написанная мастером, изучавшим эти вопросы на протяжении всей жизни, никак не меньше десятилетия. Холл определенно был одаренным - специалистом, с характерной способностью впитывать, усваивать и расшифровывать эзотерические знания из многих тысяч источников, если не больше. Однако, тем не менее, возникает вопрос: существовал ли какой-либо другой приём, использованный Холлом при написании этого авторитетного труда? Этот пункт иллюстрирует следующий диалог. Первый вопрос, который мистер Клоди Брэгдон, американский мистик, задал мистеру Холлу после их первой встречи в в 1937 году в Нью-Йорке был таким: «Мистер Холл, как Вам удалось узнать о математике Пифагора гораздо больше, чем даже признанным авторитетам по этому вопросу?». Брэгдон вспоминает, что, стоя рядом со своими американскими товарищами, он с трепетом в сердце ожидал, что же ответит Холл. «Мистер Брэгдон» - ответил Холл быстро, без колебаний и с одновременной вспышкой улыбки в его глазах и губах - «Вы оккультный философ. Вы знаете, что легче познать вещи... чем знать, как эти вещи познаются» 

Есть ли вероятность того, что Холлу помогало нечто большее, чем просто доступ к материалам? Никто не может сказать с уверенностью, но имейте в виду: он был воспитан с 16 до 19 лет розенкрейцерской группой; он был связан с множеством других обществ, в том числе масонским, а также был знаком со массой различных мистических и эзотерических практик, которые были известны в последние несколько тысяч лет, но, быть может, не были известны настолько широко. 

Существует и целый ряд обвинений относительно книги и связи самого Холла с масонством, которое, в свою очередь, некоторые связывают с Люцифером. Попытаемся выяснить природу этих обвинений, которые кажутся не очень обоснованными, в самой критикуемой книге. Для ясности, позвольте мне привести цитату из текста, главным образом связанную с Люцифером, в главе «Солнце, универсальное божество». Вы можете сами сделать вывод:

«Некоторые розенкрейцеровские исследователи специально апеллируют к трем фазам солнца: духовному солнцу, которое они называют Вулканом, душевному и интеллектуальному солнцу - Христу и Люциферу соответственно и материальному солнцу - еврейскому Демиургу Иегове. Люцифер здесь представляет интеллект без освещения его духовным умом, следовательно, это «ложный свет». Ложный свет, наконец, преодолевается и искупляется истинным светом души, называемым Вторым Логосом или Христом. Скрытые процессы, посредством которых интеллект Люцифеpa превращается в Христовый интеллект составляют один из главных секретов алхимии и символизируются процессом превращения низших металлов в золото» (стр.142) 

В течение всей жизни Холл призывал людей отвернуться от своих базовых инстинктов к духовным и философским поискам и именно на это была направлена его великая работа. «Тайные учения всех времен» была признана одной из самых выдающихся книг о духовном, оккультном, древних мифах и символизме из всех, когда-либо написанных. С публикацией Reader's Edition в 2003 году книга стала еще более популярной. В попытке понять чуть больше Мэнли Холла и его великую работу мы рады представить вам интервью с Митчем Хоровитцем - издателем Reader's Edition. Мы благодарим Митча за время, которое он выделил из своего напряженного графика для ответов на несколько вопросов.

Митч Хоровитц

Occult Personality: Можете ли Вы описать Ваши первые впечатления от чтения «Тайных учений всех времен» и почему Вы, как и другие, впрочем (включая меня), находите эту работу очень интересной? 

Митч Хоровитц: Я был поражен глубиной исследования книги и готовностью автора всерьез подойти к предметам, которые часто отвергались как фантастика. Так, к примеру, после написания  Холлом книги господствующие круги научного сообщества были наглухо закрыты для тем, касающихся великих пирамид или же дельфийского оракула, а также медиумических экспериментов, сходных с Викторианским спиритуализмом. Отдавая должное нынешним археологическим исследованиям, ученые в настоящее время обратили взор на дельфийский оракул в представленном Холлом ключе, т.е. как на своего рода канал считывания и, несмотря на прежнее колоссальное сопротивление в ученых кругах вопросам, касающихся пирамид, этот предмет приобрел внимание общественности после того, как им заинтересовались серьезные независимые ученые. Таким образом, книга Холла не только опередила свое время, но и охватила диапазон целого ряда необычных вопросов, не получавших раннее должного внимания. 

O. P.: Не могли бы Вы проследить путь с Вашего введения к книге до публикации reader's edition в 2003 году? 

М. Х.: Как и большинство читателей, я был разочарован, что книгу было настолько тяжело читать физически, с большим размером, характерным мелким шрифтом и т.д. Я подумал: что если эту книгу переделать в стандартном тексте и читать более простым способом? Более того, я обнаружил подобную попытку изменить читательский размер и в записях Холла, что не было известно остальным. Так мне пришлось сканировать всю работу, снова её набирать и полностью изменять. При этом я пытался сохранить множество оригинальных иллюстраций, насколько это возможно, и, конечно, те из них, которые являются ключом к тексту. Это был действительно очень интересный опыт превращения «Тайных учений…» вновь в настоящую рукопись и возможность увидеть её, вероятно, в том виде, в котором она выходила из печатной машинки Холла. 

O. P.Несколько раз в своей статье Вы ссылались на тот факт, что Холл завершил этот массивный том до своего тридцатилетия. Я нахожу это удивительным, что такой молодой и даже не профессиональный исследователь или ученый был способен создать книгу настолько потрясающую, что любая библиотека кажется неполной без неё. Не хотите ли Вы предположить, что, возможно, Холл был тем, кого мы называем сегодня «феномен»; что он был направляем и имел помощь одного или нескольких учителей, или другого рода духовное влияние или связь? Возможны такие варианты? 

М. Х.: То, что он написал книгу в возрасте двадцати семи лет, действительно вызывает изумление. Это одна из настоящих тайн его успеха. Тем более, что некоторые его самые ранние письма, такие как его "Письма из-за рубежа", не обнаруживают особой виртуозности. Некоторые предполагали, что у него фотографическая память или же, что он был особого рода ученым, что, я думаю, может быть действительностью. Что касается других возможностей, таких как сверхъестественная связь или что-то в этом роде, это во многом лишь предположения. Но это тот вопрос, который меня действительно озадачивает.

O. P.Как Вы думаете, личная жизнь Холла (уединенная, не социальная) являлась результатом его увлечением оккультными тайными учениями? Верите ли Вы в том, что имелась некая связь между духовностью и мистицизмом, который изучал Холл, и строгим образом жизни, которым, он жил? 

М. Х.: Это интересный вопрос. В некотором смысле он призван развеять представления о том, что огромные знания Холла различных духовных систем недостаточно питали его личную жизнь. Известно, к примеру, что к концу жизни он находил удовлетворение в рисовании. Конечно, он поддерживал некоторые дружеские отношения (Бела Лугоши, Бюрл Айвес). Но по сути своей он был аскетичным человеком – вероятно, это следствие его уединенного умственного стиля работы, что отличало его от остальных.

O. P.Вы использовали как-то связи с Обществом Философских Исследований (PRS) для своих исследований? 

М. Х.: Да, я в дружеских отношениях с нынешним директором PRS Обадиа Харрисом и даже имел честь войти в склеп Холла, между прочим.

O. P.: Какие еще авторы и книги по оккультизму вам понравились?

М. Х.: Я очень восхищаюсь работами Ричарда Смоли и Джэя Кинни - основателей Гностического журнала. Их «Скрытая мудрость» - также хороший пример книги эзотерической тематики, из тех, что можно сегодня найти. Кроме этого, мне нравится классическая работа, названная (к сожалению) «Черное магия» Ричарда Кавендиша – гораздо более тонкая книга, чем это может показаться в названии.  

O. P.Холл хотел донести до его современников осознание духовности. Верите ли Вы, что новая публикация его работы достигнет более широкой аудитории, чем обычно? 

М. Х.: Следует отметить, что новое издание - это как-раз результат трудов современных читателей Холла. Он является, вероятно, одним из немногих оккультных писателей своей эпохи, популярность которого растет в настоящее время. Это говорит о том, что наши времена отражают его время: широкое разделение между имущими и неимущими; общество, жаждущее развлечений; большой акцент на заработке денег в ущерб этики. Но все же я думаю, популярность его книги будет в основном заключаться именно в новом издании . Оно позволит книге найти в кратчайшее время многих читателей и это отчасти заслуга их всех.

O. P.:Опишите, пожалуйста, реакцию и отзывы, которые Вы получили о вашей редакции этой книги Холла. 

М. Х.: В подавляющем большинстве положительные. Я не могу вспомнить ни одной негативной оценки, которую бы я получил. Люди восхищены тем, что эта книга не только интересна, но и вместе с тем доступна. Это новая возможность для новых людей, которые обладали ранним изданием, но никак не могли читать его из-за его физической громоздкости. 

O. P.: И в завершение, можете ли Вы рассказать немного о Вашей предстоящей книге? 

М. Х.: Конечно! На самом деле я только что достиг соглашения с издателем Bantam. Вот аннотация, которая только сейчас была направлена в СМИ: Tarcher/Penguin Editor-in-Chief Первая книга Митча Хоровица, "Оккультная Америка: Тайная история о том, как мистицизм завоевал Америку", изданная Bantam. Книга, населенная чудесным набором духовных критиканов, авантюристов и импресарио, ОККУЛЬТНАЯ АМЕРИКА рассказывает историю о том, как молодая Америка принимала, трансформировала и была в конечном счете преобразована мистической философией и практиками Старого Света. В книге рассматриваются такие личности, как Мэнли П. Холл, Пол Фостер Кейз, Эдгар Кейси и многие многие другие - те, кто оказали влияние на оккультизм в Америке в конце девятнадцатого и начале двадцатого века и, тем самым, помогли заложить основу для революции в альтернативной духовности, что в итоге и ознаменовало наше поколение. 

Еще раз благодарим Митча Хоровица за все его усилия с Reader's Edition «Тайные учения всех времен» и появление здесь. Статья Митча с заголовком «Таинственная карьера Мэнли. П. Холла», в шестом номере Sub Rosa Magazine была главной отсылкой, источником и стимулом для этой статьи и интервью. 

Copyright 2007 by Occult of Personality. Licensed under Creative Commons.

11 ноября 2015 г.

"Блаватская и Тайна доктрина". Предисловие Мэнли П. Холла.

Небольшое введение, написанное Холлом к книге Макса Генеделя «Блаватская и Тайная Доктрина», вышедшей в 1933 году.


Макс Гендель, христианский мистик, воздает должное мадам Блаватской, восточному оккультисту. Он смотрит сквозь те небольшие различия, которые разделяют Запад и Восток и восхищается великой мудростью, которой изобилует Азия, богато насыщающая равнины мировой мысли. Велик тот ум, который восхищается величием других умов. Дань памяти и работе Блаватской и её Учителям со стороны Макса Генделя - это действительно красивый жест в нашем мире, увы, скупом на такие добрые порывы. 

Мы живем нормами критики и осуждения с малой толикой уважения к трудам других. Секты и вероучения возводят стены вокруг себя, и только героические души, в которых действительно пробуждено духовное восприятие, могут возвыситься над этими мнимыми ограничениями. Вернитесь мысленно к книгам, которые вы прочитали и вспомните какой редкостью было, когда какой-нибудь писатель высказывался хорошо о другом. Каждый человек, твердый в своём собственном мнении, оказывает скудное почтение к мнениям других. В этом мире есть много учителей, которые обучают словами, но только немногие обучают благородным примером великодушных поступков. 

В своем учебнике христианской метафизики «Космическая концепция розенкрейцеров» Макс Гендель ссылается на мадам Блаватскую как на «преданную воспитанницу Восточных Учителей» и в том же параграфе он упоминает о её великой книге «Тайная Доктрина» как о «непревзойденной работе». С его глубоким почтением к духовным ценностям Макс Гендель был чрезвычайно квалифицирован для того, чтобы признать фундаментальную заслугу работы мадам Блаватской. Христианский мистик здесь раскрывается как искренний ученик восточного оккультизма. Его краткое изложение «Тайной Доктрины» в последней части этой книги раскрывает прекрасное владение выдающимися принципами монументальных духовных традиций Азии. В нескольких сжатых и простых словах мистер Гендель суммировал космогенезис, создание мира, и антропогенезис, создание человека. Как розенкрейцеры, так и теософы, будучи в действительности преданными учениками оккультных наук, получат пользу от изучения этого конспекта. 

Рукопись этой книги заслуживает должного внимания как первый литературный труд Макса Генделя. Она была началом значительной метафизической литературы, посвященной применению мистического идеализма к жизненным проблемам болезненно страдающего человечества. В ней было написано, что «первые станут последними». Эта небольшая книга донесла в печать лишь остаток неопубликованной рукописи Макса Генделя. Первоначально рукопись состояла из записи двух лекций, произнесенных перед Теософским Обществом в Лос-Анджелесе. В годы подготовки этой лекции Макс Гендель значительно повысил свой запас мистического знания и по праву заслужил признание как первейший христианский мистик Америки. Однако, его почтение и уважение к мадам Блаватской со временем никоим образом не изменилось, и до дня своей смерти он всегда отзывался о ней в словах высочайшего восхищения. Это было заслугой книг Блаватской, в которых Макс Гендель получил первое в своей жизни знание оккультных наук. Он признавал благодарность первым законом оккультизма, и его тонкая душа сохранила в итоге прекрасный дух благодарности за то вдохновение и обучение, которое он получил из «Тайной Доктрины». 

Как мадам Блаватская, так и господин Гендель, оба посвятили свои жизни служению человечеству. Каждая из них была посвящена распространению духовного знания. Оба награждены большей частью неблагодарностью, гонением и непониманием. Оба страдали от лживости друзей и усвоили, каким жестоким может быть мир к тем, кто стремится наставлять и улучшать его. Только лидер духовного движения может представить себе, какой тяжелой может стать ответственность наставничества. Мадам Блаватская уже перешла в невидимый мир, прежде чем Макс Гендель начал свое служение. Они никогда не встречались на физическом плане. Однако, отрицая личное знакомство с великим Восточным оккультизмом, Макс Гендель пришел к пониманию Блаватской через годы подобного же служения тем же высшим идеалам. Он пришел к её пониманию как может только мистик, и его высокая оценка её верности и её терпению была только глубже из-за тех несчастий, которые он претерпевал сам. Как Е.П. Блаватская, так и Макс Гендель отдали свои жизни на прекрасное служение духовным нуждам человечества. Оба рано ушли в могилы, разбитые ответственностью и преследованием. Каждый оставил как наследие будущему поколению метафизическую литературу, которая, несомненно, переживет превратности времени. Истинные цели мистицизма - увековечить, объяснить и применить идеализм человечества. Человек обращается к религии за руководством, поддержкой и утешением. Мы хотим, чтобы религия оставалась позади нас, когда мы стараемся прожить честные жизни. Мы хотим знать, что где-то в мире существует группа объединенных людей, которые придерживаются духовных ценностей в разрушающемся материальном мире. Все мы ищем вдохновения. Мы желаем идеалов. Мы хотим достойную цель, объединяющую нас в нашей  деятельности. Мы желаем возвести в этом потоке слёз духовное здание, которое возвысится над однообразием. Мы хотим войти в жизнь, принимая наши духовные институты как оазисы в пустыне материализма. 

Цивилизация находится в муках великого периода преобразования. Человек как никогда прежде в истории ищет решение неминуемых и серьезных проблем. Церковь и государство в равной степени осознают, что они способны объединиться в то время, когда знакомый им мир уходит в Лету. Во все периоды цивилизованного мира были мужчины и женщины, преданные мистическим толкованиям жизни. Эти мужчины и женщины посвящены в систему духовной этики, которая имеет в своей основе два великих принципа: Отцовство Бога и Братство людей. Ученики большей частью организованы в различные группы, большие и малые, с целью самосовершенствования и социального улучшения. Такие группы можно разделить на две части. Первые, вдохновленные фундаментальным христианством; и вторые, в сущности, восточного склада. Хотя эти группы различны в выражении, основные цели, которые они стремятся достичь, идентичны для всех просвещенных религиозных движений, поскольку их основное намерение и цель - возрождение человека, индивидуальное и коллективное. 

Макс Гендель был пионером в христианской мистике, а мадам Блаватская была пионером в восточном оккультизме. Оба создали системы мышления, которые распространились во всем духовно-голодающем человечестве. Они оставили не только свои организации, но и семена, которые они посеяли в сердцах людей, в последствии проросшие и принесшие плоды во многих частях мира, где другие организации были созданы в таком же ключе. По этой причине существует значительная группа мистиков и оккультистов в Америке, и их число увеличивается каждый день - искренними мужчинами и женщинами, чьи сердца и умы нуждаются в неком разумном объяснении тех изменений, которые происходят в обществе.

Почти всем ученикам оккультных наук в Америке известна работа, которую проделали мадам Блаватская и Макс Гендель. Жизни этих двух религиозных основателей являются постоянной мотивацией для еще больших духовных усилий и бескорыстной отдачи. Если мы восхищаемся этими великими лидерами, мы желаем продолжить их работу по увековечиванию их доктрин через слово и действие. В период большой Мировой Войны метафизики потеряли большую возможность внести  неоценимый вклад в человечество, позволив разбить себя вдребезги внутренними потрясениями и противоречиями. Организации, которые должны были быть посвящены бескорыстной службе человечеству, вместо этого впустую растрачивали свою энергию в бесполезных прениях из-за личных проблем, имеющих малое значение или же вовсе никакое.

Наш нынешний кризис гораздо значительнее, чем Мировая Война. Весь цивилизованный мир находится в бедственном положении перед лицом эгоизма и коррупции. Новые возможности прекрасно подходят для применения духовных методов к решению материальных проблем. Это долг всех духовно просвещенных людей – забыть все разногласия, пожертвовать всеми личными амбициями и подтвердить свою приверженность великим идеалам, которые призывали внедрять в жизнь их различные ордена и общества. 

Во время периода великого бума, непосредственно предшествующего нынешнему экономическому кризису, даже мистические организации были поражены бациллами богатства, личных амбиций и потребления. Личности затмили принципы, а отдельные люди и организации отступили от своих простых истин, которые являются основами разумной жизни. Затем последовал крах. Материальные ценности сгинули подобно грузу в бездонные глубины. Амбиции были разбросаны по ветру и человечеству пришлось столкнуться с проблемами, которые могут быть решены через переоценку духовных ценностей и обращению людей и организаций к принципами просвещения и истины. 

Макс Гендель                                  Елена Блаватская
Именно в этот самый день Е. П. Блаватскую, львицу Теософского Общества, следует вернуть из amenti* мудрецов и потребовать отдать ей должное со стороны общества, ею основанного. Кто бы смог, стоя перед ней, сказать: «Возлюбленный учитель, мы сделали всё, мы остались верны тебе и Мастерам, о которых ты говорила». Как много могут сказать: «Мы были честными, добрыми, справедливыми и беспристрастными; мы верно следовали мудрости, данной нам тобою; мы распространяли твоё послание; мы читали твои книги; более всего мы оставались абсолютно свободными, как ты просила нас, от всех пагубных разделений и альянсов». Многие ли могут сказать: «Вот твоё Общество, такое же чистое, каким ты его нам передала». Могут ли теософы сделать это или же будут смущены, не в состоянии взглянуть в большие грустные, ясные глаза первого и Величайшего Теософа? Может ли мадам Блаватская, прогуливаясь по коридорам Адьяра, обратиться к тем, кто представляет её в двадцатом веке и сказать: «Как славно, добрые и верные слуги»? Если она не может сказать это, то почему? Потому что они помнят её имя, но позабыли её работу? Или потому, что безвольные и мелочные мужчины и женщины настолько забыли великую добродетельность, что они воздвигли сами себе державу на руинах идеалов? Теософы всего мира, обратите себя к благороднейшей душе, которая была среди вас, чьим трудом было ваше изобилие, чьими идеалами была польза вам и чья бескорыстная жертва является краеугольным камнем вашей организации.

Предположим, сходным образом, что Макс Гендель вернулся бы на поля своих земных трудов и в простом габардине ходил среди своих последователей. Предположим, что он сказал бы: «Братья и сестры, любите ли вы друг друга? Я засадил розами сад добродетели; внимательно ли вы заботились о нем ? Моё имя на ваших устах, но есть ли в сердцах ваших мой труд? Были ли вы правдивы друг перед другом? Трудились ли вы бескорыстно и самозабвенно? Возлюбили вы нашего Небесного Отца, который любит вас так же, как всех людей?» Как бы розенкрейцеры ответили ему? Могут ли они сказать: «Любезный Брат, наше постоянное вдохновение, мы выполнили твои труды в смирении и кротости. Не было гордости среди нас, ни эгоизма, ни личной выгоды, ни низких амбиций к большой выгоде. Здесь данное тобою Братство в согласии. Мы можем возвратить его в красоте, в чистоте, в единстве святой цели, каким Вы его создавали. Здесь нет ни капли строгого следования; мы едины не в мелких вещах, но в великих делах. В течение пятнадцати лет с момента Вашего ухода в великую жизнь мы стремимся совершать Вашу работу. Мы - мужчины и женщины, в которых нет лукавства, какими Вы и наставляли нас быть». Будут ли эти слова правдой? Если нет, то почему они не являются правдой? Человек слишком слаб, чтобы нести эту работу? Их мелочность так велика, а величие столь мало? 

Если мы вынуждены стыдиться, когда наши лидеры возвращаются к нам снова и мы вынуждены осознавать, что мы изменяем им, так давайте же вновь подтвердим нашу приверженность им. Пусть дух Е.П. Блаватской возродится в сердце каждого теософа, а дух Макса Генделя снова заживет в сердце каждого розенкрейцера. Когда придет их время, а оно приходит, мистики и оккультисты всего мира смогут скрепить руки через пропасть их разногласий, объединиться в цели, стать армией духовного восстановления, марширующей словно пророки прошлого в авангарде прогресса. 

 - Мэнли П. Холл, 1933 

 _____________________________

 *Безумных (лат)

Открыт аудиториум Общества Философских Исследований (статья из газеты "Лос-Анджелес Таймс", 1959 г.)

Основатель рассказал о возможной опасности, которой подвергнется культура без духовного оттенка. 


 "Развитие материального знания, лишенного философского и духовного аспекта, подвергает опасности существование нашей культуры" - заявил вчера Мэнли Холл, основатель Общества Философских Исследований, своим студентам и друзьям на церемонии заложения краеугольного камня для нового аудиториума Общества на 3341 Бульваре Гриффин Парк. "На религиозном уровне мы строим мосты дружбы между пятью великими существующими религиями человечества" - сказал он. "Являясь частью культуры Мира, мы хотим любым возможным способом способствовать наилучшему пониманию между Востоком и Западом. Мы призываем учеников как древних, так и современных религий воспользоваться услугами нашей необычной библиотеки на этих просторах" Президент школы религии, философии и психологии, основанной в 1934 году, заявил, что аудиториум знаменует завершение строительной программы, начатой 25 лет назад. Он также добавил, что "взрослый человек имеет троичную природу и каждая его часть должная находится в гармонии с другими частями". "Наука способствует материальной безопасности человека, философия приносит здоровье и мир его разуму и душе, а религия строит основание для веры, достигая самых глубоких сфер духовной природы человека" - сказал он. "Когда гармония проникнет во все три уровня, все добродетели человека расцветут и мы вместе построим будущий мир -  лучше, чем тот, который всем нам известен".  "Это то прочное основание, которое должно укрепить нас во времена волнений, поддержать нашу всеобщую веру и сохранить нашу надежду на мир и добрую волю среди людей" - сказал он. 

На фото: Закладка краеугольного камня. Мэнли Палмер Холл, президент Общества Философских Исследований, закладывает краеугольный камень на открытии нового аудиториума.
 ___________________________________ 

 Лос-Анджелес Таймс, 17 мая 1959 года









Рональд Рейган и оккультизм

Не секрет, что Рональд Рейган испытывал интерес к нумерологии и гороскопам. Но менее известно, что на протяжении всей его жизни на сорокового президента США оказывал влияние некий знаток оккультной философии. Митч Хоровитц, главный редактор Tarcher/Penguin и автор книги "Оккультная Америка: тайная история о том, как мистицизм формировал нашу нацию" пролил свет на некоторые детали. 


Митч Хоровитц

Весной 1988 года официальный представитель Белого Дома Марли Фитцуотер публично признал то, о чем на протяжении нескольких лет шептались журналисты: Рональд и Нэнси Рейган были приверженцами астрологии. Откровенное заявление окончательно связало первую леди с астрологом Сан-Франциско, подтверждая догадки, появившиеся несколько десятилетий назад. Вспомнили также и случай, когда Рейган, избранный губернатором Калифорнии, назначил свою первую присягу в необычное время - 00:10. Многие усмотрели в этом попытку скореллировать инаугурацию с благоприятными небесными знаками. Фитцуотер также подтвердил склонность президента к "магии чисел" или тому, что принято называть нумерологией. 

Существовало и больше историй, нежели Белый Дом обнародовал впоследствии. В своих выступлениях и эссе, сделанных в течение десятилетий, Рейган выказывал несомненное внимание малоизвестному, но в значительной степени влиятельному исследователю оккультной философии Мэнли П. Холлу. Судя по той массе материала, которую Рейган позаимствовал у Холла, литературные вкусы президента простирались весьма широко, охватывая эзотерические и духовные знания. 

Холл работал в Лос-Анджелесе, городе где жил Рейган, до самой смерти в 1990 году. Он получил известность в конце 1920-х годов, когда в возрасте 27 лет опубликовал массивную рукопись, посвященную мистической и эзотерической философии древности: "Тайные учения всех времен". Охватывая предметы от мифологии коренной Америки до пифагорейской математики и геометрии Древнего Египта, эта энциклопедия эзотерики заслужила восхищение читателей, начиная от генерала Джона Першинга, заканчивая Элвисом Пресли. Писатель Дэн Браун приводит её как один из ключевых своих источников. После публикации его великого труда Холл посвятил остаток своей жизни лекциям и публицистике в стенах своего университета, отстроенного в египетском стиле в окрестностях Гриффин Парка в Лос-Анджелесе. Он называл это место "школой мистерии" на манер древней пифагорейской академии. В 1944 году оккультный мыслитель представил короткую работу, малоизвестную за пределами его близкого круга. Эта книга - "Сокровенная судьба Америки" - попала на глаза будущего президента - в ту пору среднего голливудского актера, имевшего склонность к политике. 

Краткий том Холла описывает Америку как плод Великого плана духовной свободы и самоуправления, запущенный тайным орденом древних философов и секретными обществами. В одной из её глав Холл описывает поразительную речь, произнесенную загадочным "неизвестным спикером" перед подписанием Декларации Независимости. "Странный человек", пишет Холл, незаметно вошел и удалился через закрытые двери Капитолия 4 июля 1776 года, произнеся речь, которая укрепила колеблющиеся души делегатов. "Господь даст Америке свободу" - провозгласил загадочный говорящий, убеждая мужчин побороть их страх перед петлей, топором и эшафотом и решить судьбу великого документа. Осмелевшие делегаты бросились добавлять свои имена. Позже они стали высматривать этого незнакомца, чтобы поблагодарить его, но обнаружили, что он исчез из запертой комнаты. Холл задается вопросом: а не был ли это один из агентов тайного Ордена, охраняющего и направляющего Америку? 

       Рональд Рейган                                                     Мэнли Пламер Холл
В 1957 году в открывающем официальном выступлении в своем alma mater Eureka College Рейган, будущий корпоротивный секретарь General Electric, стремился донести до студентов эти страницы оккультной истории. "Это земля судьбы - сказал Рейган, - и наши предки божественным провидением нашли здесь свой избранный путь, объединившись чтобы поднять человека в его восхождении на ступень выше"

Рейган воскресил эту историю в 1981 году, когда журнал "Parade" спросил президента в личном эссе что значит для него 4 июля. Помощник президента Майкл Дивер, зачитавший отрывок из заметки, сказал: "Это сообщение о 4 июля - собственные слова президента и записаны в оригинале президентской рукой", в желтом блокноте. В Кемп-Дэвид. Рейган пересказал легенду о неизвестном спикере, при этом используя язык очень близкий самому Холлу. "Когда они обернулись поблагодарить его за его своевременную речь, он не был найден. Так же, как не оказалось и никого, кто бы знал, кто он такой или как вошел или вышел через запертые и охраняемые двери"

Так где же Холл обнаружил историю, инспирированную президентом? Эпизод первоначально упоминается как "Речь неизвестного" в коллекции фольклорных историй об основании Америки, опубликованных в 1847 году под заглавием "Вашингтон и его генералы, или легенды революции" американского общественного реформатора и журналиста Джорджа Липпарда. Липпард, друг Эдгара Алана По, имел сильную склонность к готике и потому скрыл этого загадочного человека в "темную робу". Он также негласно предал истории неофициальность: "Имя Оратора... доподлинно неизвестно". 

Несмотря ни на что, история обрела свою жизнь и стерев грань между фактами и вымыслом, подобно притче о срубленной вишне Джорджа Вашингтона или Аврааме Линкольне, преодолевшем много миль для того, чтобы вернуть немного мелочи покупателям сельского магазина. Как и большинство мифов, эта история с течением времени приобрела различные новые детали. В 1911 речь всплыла вновь в коллекции американской политической риторики, с закутанным в робу говорящим, чудесным образом идентифицированном как Патрик Генри. 

В свою очередь, Холл, казалось, почти ничего не знал о происхождении истории. Он взял копию "Речи неизвестного" у впоследствии покойного секретаря оккультного Теософского Общества, но никаких библиографических источников, кроме "старой редкой книги ранних политических речей Америки", больше нет. Речь появилась в 1938 году в журнале Теососфского Общества "Теософист" с единственной заметкой, что она была "опубликована в редкой книге официальных выступлений и известной, вероятно, только одному из миллионов американских граждан" 

Несомненно, именно литературный стиль Холла добавил выразительность Рейгану. Биограф Эдмунд Моррис отмечает любовь Рейгана к апокрифичеким историям и его "способность, подобно Дали, изменять реальность в соответствии со своими намерениями". Также он добавлял, что президентские истории "должны быть восприняты серьезно, т.к. они содержат глубокую философию". Этот влиятельный (а иногда и загадочный) президент конца двадцатого века оказался воплощением своей глубокой преданности целям Америки, изложенным на страницах оккультного труда, малоизвестного за пределами этого жанра. Счастливые числа и газетные гороскопы были не единственным интересом Рейгана в сфере непознанного. 
_________________________ 

 Стивен Ливенгстон  

10 ноября 2015 г.

"Умереть хочу в этой стране"

Несколько ноток пессимизма. Вот смотрю я на всё это и думаю, что, похоже, главное кредо для абсолютного большинства патриотически настроенного населения по-прежнему остается "чем хуже, тем лучше". Это не просто "рабский народ", это уже такой неуловимый мазохизм, ставший частью ментальности. Не всегда люди, имеющие здравый смысл, интересуются вопросами политики и общества. Но стоит им ступить на этот тонкий лёд, они с треском проваливаются, обнаруживая свою... вот какое слово подобрать... Не просто глупость... Неадекватность, пожалуй! То есть, живут они не в крепостной России, не в революционной, не в совковой... Не считая ностальгии по молодости, я не думаю, что кто-то захочет променять свой сегодняшний образ жизни на то, что было в прошлом. Да, забыл добавить - героическом прошлом! Это важно всегда подчеркивать, хотя другим оно у нас и не бывает. Ну так вот, сама возможность получать информацию, сама возможность выражать своё никому, к слову, неинтересное мнение (в том числе и мне, на этих страницах!), возможность смотреть, читать и давать какие-то оценки - всё это возникло у гражданина РФ благодаря цивилизации Запада, благодаря античности, свободе слова и печати, благодаря либеральному пути развития. Но... это всё принимается как данность. И более того - приобретает извращенную форму применения. Только вдумайтесь: имея права и свободы, выступать против прав и свобод. И что взамен? мы уже прекрасно с этим знакомы: у нас тут всё своё, мы сами с усами, у нас березки, Толстой, Достоевский, Гагарин, Берлин раком поставили. Будет еще кто-то нам указывать как нам жить... Всё чаще от вполне себе милых людей я слышу фразы в духе "я в Германию? да никогда в жизни", "западные продукты? пускай уничтожают, никто еще от голода не умирал", "ну и что, что двести с лишним жертв! зато мы наше влияние укрепляем в мире", "Люди погибли? Расходный ресурс! надо работать на перспективу", "да Путину памятник поставить надо за возвращение Крыма" и, пожалуй, самое блестящее "нет, никуда не уеду, умереть хочу в этой стране". Есть такой меткий афоризм "когда нечем гордиться, начинают гордиться национальностью". И вот вам прекрасный парафраз: когда страна ничего не может дать гражданину, ему остается желать одного - спокойно в ней умереть. К сожалению, выводы возникают куда более пессимистичные, чем может показаться на первый взгляд. Ведь такие установки, такое сознание - это не просто политическая позиция, не просто любовь к родине или приверженность определенной политической системе. Это отсутствие культуры, отсутствие знаний, отсутствие общечеловеческих ценностей. Вот именно общечеловеческих. Которые были и есть исходной точкой культурного цивилизованного общества. Всё есть: вера, гордость, заповеди, парады, праздники, выборы  - всё есть! Общечеловеческих ценностей нет. Нынешние поколения россиян ментально представляют собой армию пещерных людей и если и приемлют какой-то порядок, то, очевидно, это не гражданский, а скорее уголовный.
Amor vicnit omnia

Мэнли Палмер Холл и Бела Лугоши

Мэнли Палмер Холл                                   Бела Лугоши
Мэнли Палмер Холл, будучи, несомненно, неординарной и выдающейся личностью, с самого начала своей карьеры умел производить впечатление на людей и заводить знакомства в самых различных кругах. Мы уже отмечали, что среди его друзей и последователей было немало известных людей того времени: политиков, писателей, людей искусства и шоу-бизнеса. Ведь его обаяние, притягательность, так же, как и его дружелюбный нрав, отмечали многие люди, которым доводилось с ним встречаться. Одной из областей, которая несомненно занимала Холла, было кино. А точнее - голливудская киноиндустрия, тогда только набиравшая ход. Голливуд быстро стал пристанищем молодого мистика, перебравшегося сюда из Нью-Йорка. Именно в Голливуде, на Лос-Фелиц, находится основанное Холлом Общество Философских Исследований и здесь же он прожил свои последние дни. Надо отметить то, что в Калифорнии еще раньше начала формироваться своего рода субкультура, включавшая в себя визионеров, художников, писателей, актеров, бизнесменов, имевших склонность к мистицизму, спиритуализму и открытые духовным идеям "нового века", и в этом сообществе Мэнли Холл, разумеется, занял заслуженное место. Автор самой полной на данный момент биографии Мэнли Холла Льюис Сарагун отмечает, что Холл являлся со-автором сценария первой большой кинокартины с астрологической сюжетной линией, а также выступал активным сторонником создания и продюсирования новых фильмов и радиопередач, имевших в основе аллегории и пророчества древних цивилизаций. 

Среди близких друзей Холла были такие звезды кино, как Лью Эйрис и Глория Свенсон. Но
безусловно самой яркой персоной в его окружении был Бела Лугоши. Всемирно известный венгерский актер, прославившийся на весь мир ролью Дракулы, был близким другом Холла, разделяя, вероятно, многие его интересы. Лугоши, до конца следуя своему кинообразу, горячо любил мистические истории и ужасы, в том числе и истории, собранные и написанные самим Холлом. В планы обоих даже входил совместный кинопроект - продолжение Дракулы. Имея уже некоторый опыт в этой сфере, Холл подготавливал собственный сценарий к сиквелу, но этой идее, увы, не суждено было сбыться.


Но, тем не менее, друзьям суждено было встретиться на съемочной площадке. В 1940 году режиссер Артур Любин приступил к съемкам своего нового фильма - "Черная пятница", в котором зрителей ожидал уже знакомый им актерский тандем Лугоши-Карлоф. Чтобы придать фильму некую изюминку, а сценам - большую реалистичность, Лугоши и его агент Эванс Хоскинс предложили воспользоваться приемами гипноза в той сцене, где герой Лугоши погибает. Идея многим пришлась по вкусу и когда дело дошло до практики, то, очевидно, лучшего гипнотизера, чем Холл компания Universal найти не могла. Возможно, впрочем, что самому Лугоши было комфортнее работать со своим другом, нежели с кем-то другим. Тем более если дело касается гипноза, к которому Бела относился с опаской. Холл же, в свою очередь, зная Лугоши уже несколько лет, был осведомлен о его сильных и слабых сторонах, что могло облегчить манипуляции его сознанием. 

Итак, съемочный вечер настал и 25 репортеров, прибывшие на Саундстейдж 14 в Юниверсал Сити, были готовы запечатлеть этот сеанс гипноза венгерской звезды. Режиссер Артур Любин был ведущим, представившим публике Белу, актеров Бориса Карлоффа, Стэнли Риджеса, Энн Нейджел, Энн Гуинн, а также Мэнли Холла, доктора Джорджа Эскера и его медсестру Пегги Бэлл, измерившую пульс Белы - 72 удара. Вот как передал это действо корреспондент "Нью-Йорк Таймс" Черчилль:

Холл гипнотизирует Лугоши перед съемкой в сцене

"Лугоши, похожий на доброго ирландского копа, располагался в кресле перед Холлом, плетущего тем временем чары. Загипнотизированный, Бела совершил перемещение на двусторонний прибор, который являлся шкафом, в котором актер был заперт и в котором ему предстояло задохнуться. Холл, следовал условленному сценарию, гипнотизируя Лугоши. Камеры заработали. Холл прошептал "Сейчас ты задыхаешься" и Лугоши начал выискивать носом щель в двери шкафа, требуя "Выпустите меня!". Так как им начала овладевать истерия, он кричал "Выпустите меня! Я скажу где лежат деньги. Они в печи". Его крик становился пронзительным и он выкрикивал свои ролевые реплики. Затем за его плечами открылась дверь и он опустился на пол. Присутствовавший врач измерил пульс, который превышал нормальный на 160 ударов, и который, по словам врача, соответствовал состоянию действительно задыхающегося человека. Лугоши перенесли на стул, где Холл  вернул его в сознание. Обследование показало, что пульс актера снова пришел в норму. Режиссер Артур Лубин отметил, что сцена на 100 процентов лучше, чем предыдущая, без гипноза."

Герой Лугоши прячется шкаф и уже внутри пытается выбраться

Как мы видим, гипноз прошел удачно, и результат превзошел все ожидания. В самом фильме мы действительно можем видеть как Лугоши с неистовым криком стучится в запертую дверь, находясь в кромешной тьме, словно его жизнь действительно была на волоске. Несмотря на успех картины, в последствии этот съемочный эпизод вызывал неодназначную реакцию. Некоторые журналисты отметили неудачную работу оператора, которому не удалось полноценно снять эту сцену. Скептики же, в числе которых были актриса Энн Гуинн и супруга Лугоши Лилиан, вообще усомнились в том, что Бела был загипнотизирован. Так или иначе, дружеская связь Мэнли Палмер Холла и Бела Лугоши оставила свой след в кинематографе, придав этим съемкам дополнительный мистический шарм, во многом благодаря участию известного на всю Америку гипнотизера. И кто знает, будь у Лугоши и Холла возможность, каков был бы итог их совместной работы над новым Дракулой...


9 ноября 2015 г.

Том Мелит. Очерк о PRS.


Этот отрывок является всего лишь небольшим сообщением, которое Том Мелит (Thomas Edward Andrew Mellett) опубликовал в интернете. Нам мало что известно об этом человеке, кроме того, что он активнеый деятель Антропософского движения, проживающий в Лос-Анджелесе. В небольшом сообщении господин Мелит, поведал, не без иронии, немало интересного о деятельности PRS (Общество философских исследований) и о том как там принимают учение Рудольфа Штайнера сегодня. 

Я нахожусь в приятельских отношениях с Обадиа Харрисом, президентом PRS и человеком, который был избран главой PRS после смерти Холла, случившейся при подозрительных обстоятельствах, возможно, убийстве, в 1990 году. Весной 2004 года Обадиа спросил меня, не провел бы я курс по Штайнеру и антропософии. После этого я еженедельно проводил занятия по курсу, который длился десять недель. 

Я преподавал в "верхней комнате" в центре. Здесь было большое богато украшенное кресло, которое поддерживало Мэнли даже в то время, когда он достиг 300 фунтов. Он располагалось в центре подобно нетронутому трону. Сама же комната озарялась большим портретом мадам Блаватской, которая смотрела в класс, в его правую часть. Каждую неделю в своем выступлении я чувствовал себя обязанным так или иначе выразить признательность присутствию Елены Петровны и её труду . 

Вдова Холла, Мэри Бауэр Холл, с которой у меня была приятная встреча за год до её смерти в возрасте 99 лет, твердо верит, что Мэнли сам был реинкарнацией мадам Блаватской. Какой бы дикой и безумной ни была её слава, касающаяся оккультных и эзотерических вещей, все же её присутствием говорит о глубокой преданности Мэнли к ЕПБ и долге перед ней в его собственном эзотерическом развитии. 

Разумеется PRS не исчерпало себя после смерти Мэнли, хотя действительно изменилось. Даже после того, как я проводил там свои лекции. В данный момент там больше нет занятий и даже популярные утренние воскресные лекции отменены. Но есть и то, что тем не менее, воскресло из пепла - это программа дистанционного обучения, которую учредил Обадиа. Она получила название UPR (Университет философских исследований), и  вас есть возможность получить степень магистра в Изучении Сознания и Трансперсональной Псхилогии, слушая аудиокассеты. А уже сейчас имеется возможность общаться с преподавателями по интернету и телефону. Совсем недавно UPR получил государственную аккредитацию. 

Что касается меня, я поддержу любого, кто приедет в Лос-Анджелес посетить PRS комплекс. В особенности огромную библиотеку - настоящую сокровищницу тысяч оккультных и эзотерических книг, которые Мэнли собирал по всему миру. Просто спросите д-ра Обадиа Харриса, скажите ему, что вас прислал Том и тогда Обадиа проведет вас в подземный тайный подвал под библиотекой, где вы увидите медные контейнеры, привезенные Сэром Фрэнсисом Бэконом и Сэром Уотером Рэли в Вирджинию в 1601 году, содержащие в себе свидетельство о грядущем основании США, т.е. "новой Атлантиды" Бэкона, и подтверждения того, что Бэкон является подлинным автором работ Шекспира* (ну, не совсем ;=). Конечно, Обадиа гостеприимный хозяин и он высоко ценит труды Штайнера. Так что он тепло примет в PRS любого гостя из движения Штайнера.

 Том Мелит. Лос-Анлджелес, штат Калифорниа 2008 год.
 ______________________ 
 * Разумеется, это была язвительная шутка со стороны Тома, в которой он затронул одни из основных идей Холла.