14 ноября 2015 г.

Великая работа Мэнли П. Холла

Источник: Occult of Personality 
http://www.occultofpersonality.com/ 

 «…большой материалистический прогресс, перед которым мы так долго благоговели, находится на гране краха. Мы больше не можем верить тому, что мы рождены в этот мир накапливать богатства и предаваться смертоносным желаниям. Мы видим опасности и притворяем в жизнь то, что мы разрабатывали столетиями. Мы говорим, что двадцатый век был более прогрессивным, чем вся предшествующая история, но к несчастью прогресс был направлен на саморазрушение. 

 «Во избежание будущей войны, преступлений и крушений, каждый должен начать планировать свою собственную судьбу, и лучший источник с необходимой информацией дается нам через писания древности. Самое великое знание всех времен должно быть доступно… в книге, которая возможно будет монументом, а не только гробом. 
 - Мэнли П. Холл в предисловии к бриллиантовому юбилейному изданию «Тайных учений всех времен»



Один из величайших когда-либо написанных трудов по систематизации оккультизма - «Тайные учения всех времен» -  Мэнли П. Холла, является истинным шедевром. Впервые он был опубликован  в наше время под более привычным заголовком, помещенном на обложку – «Энциклопедическое изложение масонской, герметичесесокй, каббалистической, и розенкрейцеровской символической философии» . Новый том освещал все эти темы и многое другое. Это та настольная книга, которую я первым делом открывал всякий раз, когда возникал спорный вопрос или требовалась цитата. Холл действительно всецело зафиксировал всё, о чем указано в заглавии. Как появился этот эпический том - отдельная история. 

Холл родился 18 марта 1901 года в городе Питерборо, штат Онтарио. Его родители развелись и он был воспитан в Су-Фолз, штат Южная Дакота, своей бабушкой по материнской линии Флоренс Палмер. Болезненный ребенок, Холл проводил все время за изнуренным чтением. В последствии они переехали в Чикаго, где Холл был включен в военную школу. Когда ему исполнилось шестнадцать, его бабушка умерла. А молодой Холл попал под опеку «самозваного розенкрейцерского сообщества» в Калифорнии. Холл жил с этой группой до тех пор, пока в девятнадцать лет не стал «сомневаться в их претензиях на древнюю мудрость» и  самовольно их покинул. С этого времени начала восходить звезда Холла. Он читает лекции на различные эзотерические темы и приобретает известность и покровительство многих влиятельных людей, продолжая свою эзотерическую деятельность. Он путешествовал по миру, посещая в поисках древней мудрости Египет, Индию, Китай и Японию. Холл имел доступ к библиотекам с древними манускриптами, которые большинству людей не попадались на глаза и скорее всего не попадутся. Начавшиеся в 1921 году, эти поиски увенчались двухлетним периодом с 1926 г. по 1928 г., в течение которого была проделана значительная часть исследований и написания текстов. Самым неожиданным итогом всего этого стала удивительная книга, подготовленная перед двадцать восьмым днем рождением Холла. Американский мистик занимался не только исследованиями и написанием этой внушительной книги - он сам собирал средства для её издания. Первый тираж был предназначен главным образом для тех, кто участвовал в этом проекте. Это было настоящим взрывом, однако позже это издание не выходило в печать.

Судя по цитате в вступлении, мотивом Холла к написанию, финансированию и самостоятельному изданию «Тайных учений всех времен» стала грубый и безрассудный материализм, который он наблюдал в обществе, не находя духовного и мистического. Холл довольно рано почувствовал в жизни осознание того, что для него, и, как он полагал, для человечества, материализм является ложным светом, предлагающим только пустые раковины. Холл стремился поддерживать внутренний огонь мудрости и убедить людей измениться внутренне, как это сделал он сам. В течение всей своей жизни Холл не был социальным человеком, а был в каком-то плане отшельником - он прожил жизнь аскета. Он знал предмет, о котором писал и говорил, потому что сам жил идеалами: «Тот, кто проживает жизнь, должен знать Доктрину»

«Тайные учения всех времен» читается как книга, написанная мастером, изучавшим эти вопросы на протяжении всей жизни, никак не меньше десятилетия. Холл определенно был одаренным - специалистом, с характерной способностью впитывать, усваивать и расшифровывать эзотерические знания из многих тысяч источников, если не больше. Однако, тем не менее, возникает вопрос: существовал ли какой-либо другой приём, использованный Холлом при написании этого авторитетного труда? Этот пункт иллюстрирует следующий диалог. Первый вопрос, который мистер Клоди Брэгдон, американский мистик, задал мистеру Холлу после их первой встречи в в 1937 году в Нью-Йорке был таким: «Мистер Холл, как Вам удалось узнать о математике Пифагора гораздо больше, чем даже признанным авторитетам по этому вопросу?». Брэгдон вспоминает, что, стоя рядом со своими американскими товарищами, он с трепетом в сердце ожидал, что же ответит Холл. «Мистер Брэгдон» - ответил Холл быстро, без колебаний и с одновременной вспышкой улыбки в его глазах и губах - «Вы оккультный философ. Вы знаете, что легче познать вещи... чем знать, как эти вещи познаются» 

Есть ли вероятность того, что Холлу помогало нечто большее, чем просто доступ к материалам? Никто не может сказать с уверенностью, но имейте в виду: он был воспитан с 16 до 19 лет розенкрейцерской группой; он был связан с множеством других обществ, в том числе масонским, а также был знаком со массой различных мистических и эзотерических практик, которые были известны в последние несколько тысяч лет, но, быть может, не были известны настолько широко. 

Существует и целый ряд обвинений относительно книги и связи самого Холла с масонством, которое, в свою очередь, некоторые связывают с Люцифером. Попытаемся выяснить природу этих обвинений, которые кажутся не очень обоснованными, в самой критикуемой книге. Для ясности, позвольте мне привести цитату из текста, главным образом связанную с Люцифером, в главе «Солнце, универсальное божество». Вы можете сами сделать вывод:

«Некоторые розенкрейцеровские исследователи специально апеллируют к трем фазам солнца: духовному солнцу, которое они называют Вулканом, душевному и интеллектуальному солнцу - Христу и Люциферу соответственно и материальному солнцу - еврейскому Демиургу Иегове. Люцифер здесь представляет интеллект без освещения его духовным умом, следовательно, это «ложный свет». Ложный свет, наконец, преодолевается и искупляется истинным светом души, называемым Вторым Логосом или Христом. Скрытые процессы, посредством которых интеллект Люцифеpa превращается в Христовый интеллект составляют один из главных секретов алхимии и символизируются процессом превращения низших металлов в золото» (стр.142) 

В течение всей жизни Холл призывал людей отвернуться от своих базовых инстинктов к духовным и философским поискам и именно на это была направлена его великая работа. «Тайные учения всех времен» была признана одной из самых выдающихся книг о духовном, оккультном, древних мифах и символизме из всех, когда-либо написанных. С публикацией Reader's Edition в 2003 году книга стала еще более популярной. В попытке понять чуть больше Мэнли Холла и его великую работу мы рады представить вам интервью с Митчем Хоровитцем - издателем Reader's Edition. Мы благодарим Митча за время, которое он выделил из своего напряженного графика для ответов на несколько вопросов.

Митч Хоровитц

Occult Personality: Можете ли Вы описать Ваши первые впечатления от чтения «Тайных учений всех времен» и почему Вы, как и другие, впрочем (включая меня), находите эту работу очень интересной? 

Митч Хоровитц: Я был поражен глубиной исследования книги и готовностью автора всерьез подойти к предметам, которые часто отвергались как фантастика. Так, к примеру, после написания  Холлом книги господствующие круги научного сообщества были наглухо закрыты для тем, касающихся великих пирамид или же дельфийского оракула, а также медиумических экспериментов, сходных с Викторианским спиритуализмом. Отдавая должное нынешним археологическим исследованиям, ученые в настоящее время обратили взор на дельфийский оракул в представленном Холлом ключе, т.е. как на своего рода канал считывания и, несмотря на прежнее колоссальное сопротивление в ученых кругах вопросам, касающихся пирамид, этот предмет приобрел внимание общественности после того, как им заинтересовались серьезные независимые ученые. Таким образом, книга Холла не только опередила свое время, но и охватила диапазон целого ряда необычных вопросов, не получавших раннее должного внимания. 

O. P.: Не могли бы Вы проследить путь с Вашего введения к книге до публикации reader's edition в 2003 году? 

М. Х.: Как и большинство читателей, я был разочарован, что книгу было настолько тяжело читать физически, с большим размером, характерным мелким шрифтом и т.д. Я подумал: что если эту книгу переделать в стандартном тексте и читать более простым способом? Более того, я обнаружил подобную попытку изменить читательский размер и в записях Холла, что не было известно остальным. Так мне пришлось сканировать всю работу, снова её набирать и полностью изменять. При этом я пытался сохранить множество оригинальных иллюстраций, насколько это возможно, и, конечно, те из них, которые являются ключом к тексту. Это был действительно очень интересный опыт превращения «Тайных учений…» вновь в настоящую рукопись и возможность увидеть её, вероятно, в том виде, в котором она выходила из печатной машинки Холла. 

O. P.Несколько раз в своей статье Вы ссылались на тот факт, что Холл завершил этот массивный том до своего тридцатилетия. Я нахожу это удивительным, что такой молодой и даже не профессиональный исследователь или ученый был способен создать книгу настолько потрясающую, что любая библиотека кажется неполной без неё. Не хотите ли Вы предположить, что, возможно, Холл был тем, кого мы называем сегодня «феномен»; что он был направляем и имел помощь одного или нескольких учителей, или другого рода духовное влияние или связь? Возможны такие варианты? 

М. Х.: То, что он написал книгу в возрасте двадцати семи лет, действительно вызывает изумление. Это одна из настоящих тайн его успеха. Тем более, что некоторые его самые ранние письма, такие как его "Письма из-за рубежа", не обнаруживают особой виртуозности. Некоторые предполагали, что у него фотографическая память или же, что он был особого рода ученым, что, я думаю, может быть действительностью. Что касается других возможностей, таких как сверхъестественная связь или что-то в этом роде, это во многом лишь предположения. Но это тот вопрос, который меня действительно озадачивает.

O. P.Как Вы думаете, личная жизнь Холла (уединенная, не социальная) являлась результатом его увлечением оккультными тайными учениями? Верите ли Вы в том, что имелась некая связь между духовностью и мистицизмом, который изучал Холл, и строгим образом жизни, которым, он жил? 

М. Х.: Это интересный вопрос. В некотором смысле он призван развеять представления о том, что огромные знания Холла различных духовных систем недостаточно питали его личную жизнь. Известно, к примеру, что к концу жизни он находил удовлетворение в рисовании. Конечно, он поддерживал некоторые дружеские отношения (Бела Лугоши, Бюрл Айвес). Но по сути своей он был аскетичным человеком – вероятно, это следствие его уединенного умственного стиля работы, что отличало его от остальных.

O. P.Вы использовали как-то связи с Обществом Философских Исследований (PRS) для своих исследований? 

М. Х.: Да, я в дружеских отношениях с нынешним директором PRS Обадиа Харрисом и даже имел честь войти в склеп Холла, между прочим.

O. P.: Какие еще авторы и книги по оккультизму вам понравились?

М. Х.: Я очень восхищаюсь работами Ричарда Смоли и Джэя Кинни - основателей Гностического журнала. Их «Скрытая мудрость» - также хороший пример книги эзотерической тематики, из тех, что можно сегодня найти. Кроме этого, мне нравится классическая работа, названная (к сожалению) «Черное магия» Ричарда Кавендиша – гораздо более тонкая книга, чем это может показаться в названии.  

O. P.Холл хотел донести до его современников осознание духовности. Верите ли Вы, что новая публикация его работы достигнет более широкой аудитории, чем обычно? 

М. Х.: Следует отметить, что новое издание - это как-раз результат трудов современных читателей Холла. Он является, вероятно, одним из немногих оккультных писателей своей эпохи, популярность которого растет в настоящее время. Это говорит о том, что наши времена отражают его время: широкое разделение между имущими и неимущими; общество, жаждущее развлечений; большой акцент на заработке денег в ущерб этики. Но все же я думаю, популярность его книги будет в основном заключаться именно в новом издании . Оно позволит книге найти в кратчайшее время многих читателей и это отчасти заслуга их всех.

O. P.:Опишите, пожалуйста, реакцию и отзывы, которые Вы получили о вашей редакции этой книги Холла. 

М. Х.: В подавляющем большинстве положительные. Я не могу вспомнить ни одной негативной оценки, которую бы я получил. Люди восхищены тем, что эта книга не только интересна, но и вместе с тем доступна. Это новая возможность для новых людей, которые обладали ранним изданием, но никак не могли читать его из-за его физической громоздкости. 

O. P.: И в завершение, можете ли Вы рассказать немного о Вашей предстоящей книге? 

М. Х.: Конечно! На самом деле я только что достиг соглашения с издателем Bantam. Вот аннотация, которая только сейчас была направлена в СМИ: Tarcher/Penguin Editor-in-Chief Первая книга Митча Хоровица, "Оккультная Америка: Тайная история о том, как мистицизм завоевал Америку", изданная Bantam. Книга, населенная чудесным набором духовных критиканов, авантюристов и импресарио, ОККУЛЬТНАЯ АМЕРИКА рассказывает историю о том, как молодая Америка принимала, трансформировала и была в конечном счете преобразована мистической философией и практиками Старого Света. В книге рассматриваются такие личности, как Мэнли П. Холл, Пол Фостер Кейз, Эдгар Кейси и многие многие другие - те, кто оказали влияние на оккультизм в Америке в конце девятнадцатого и начале двадцатого века и, тем самым, помогли заложить основу для революции в альтернативной духовности, что в итоге и ознаменовало наше поколение. 

Еще раз благодарим Митча Хоровица за все его усилия с Reader's Edition «Тайные учения всех времен» и появление здесь. Статья Митча с заголовком «Таинственная карьера Мэнли. П. Холла», в шестом номере Sub Rosa Magazine была главной отсылкой, источником и стимулом для этой статьи и интервью. 

Copyright 2007 by Occult of Personality. Licensed under Creative Commons.

11 ноября 2015 г.

"Блаватская и Тайна доктрина". Предисловие Мэнли П. Холла.

Небольшое введение, написанное Холлом к книге Макса Генеделя «Блаватская и Тайная Доктрина», вышедшей в 1933 году.


Макс Гендель, христианский мистик, воздает должное мадам Блаватской, восточному оккультисту. Он смотрит сквозь те небольшие различия, которые разделяют Запад и Восток и восхищается великой мудростью, которой изобилует Азия, богато насыщающая равнины мировой мысли. Велик тот ум, который восхищается величием других умов. Дань памяти и работе Блаватской и её Учителям со стороны Макса Генделя - это действительно красивый жест в нашем мире, увы, скупом на такие добрые порывы. 

Мы живем нормами критики и осуждения с малой толикой уважения к трудам других. Секты и вероучения возводят стены вокруг себя, и только героические души, в которых действительно пробуждено духовное восприятие, могут возвыситься над этими мнимыми ограничениями. Вернитесь мысленно к книгам, которые вы прочитали и вспомните какой редкостью было, когда какой-нибудь писатель высказывался хорошо о другом. Каждый человек, твердый в своём собственном мнении, оказывает скудное почтение к мнениям других. В этом мире есть много учителей, которые обучают словами, но только немногие обучают благородным примером великодушных поступков. 

В своем учебнике христианской метафизики «Космическая концепция розенкрейцеров» Макс Гендель ссылается на мадам Блаватскую как на «преданную воспитанницу Восточных Учителей» и в том же параграфе он упоминает о её великой книге «Тайная Доктрина» как о «непревзойденной работе». С его глубоким почтением к духовным ценностям Макс Гендель был чрезвычайно квалифицирован для того, чтобы признать фундаментальную заслугу работы мадам Блаватской. Христианский мистик здесь раскрывается как искренний ученик восточного оккультизма. Его краткое изложение «Тайной Доктрины» в последней части этой книги раскрывает прекрасное владение выдающимися принципами монументальных духовных традиций Азии. В нескольких сжатых и простых словах мистер Гендель суммировал космогенезис, создание мира, и антропогенезис, создание человека. Как розенкрейцеры, так и теософы, будучи в действительности преданными учениками оккультных наук, получат пользу от изучения этого конспекта. 

Рукопись этой книги заслуживает должного внимания как первый литературный труд Макса Генделя. Она была началом значительной метафизической литературы, посвященной применению мистического идеализма к жизненным проблемам болезненно страдающего человечества. В ней было написано, что «первые станут последними». Эта небольшая книга донесла в печать лишь остаток неопубликованной рукописи Макса Генделя. Первоначально рукопись состояла из записи двух лекций, произнесенных перед Теософским Обществом в Лос-Анджелесе. В годы подготовки этой лекции Макс Гендель значительно повысил свой запас мистического знания и по праву заслужил признание как первейший христианский мистик Америки. Однако, его почтение и уважение к мадам Блаватской со временем никоим образом не изменилось, и до дня своей смерти он всегда отзывался о ней в словах высочайшего восхищения. Это было заслугой книг Блаватской, в которых Макс Гендель получил первое в своей жизни знание оккультных наук. Он признавал благодарность первым законом оккультизма, и его тонкая душа сохранила в итоге прекрасный дух благодарности за то вдохновение и обучение, которое он получил из «Тайной Доктрины». 

Как мадам Блаватская, так и господин Гендель, оба посвятили свои жизни служению человечеству. Каждая из них была посвящена распространению духовного знания. Оба награждены большей частью неблагодарностью, гонением и непониманием. Оба страдали от лживости друзей и усвоили, каким жестоким может быть мир к тем, кто стремится наставлять и улучшать его. Только лидер духовного движения может представить себе, какой тяжелой может стать ответственность наставничества. Мадам Блаватская уже перешла в невидимый мир, прежде чем Макс Гендель начал свое служение. Они никогда не встречались на физическом плане. Однако, отрицая личное знакомство с великим Восточным оккультизмом, Макс Гендель пришел к пониманию Блаватской через годы подобного же служения тем же высшим идеалам. Он пришел к её пониманию как может только мистик, и его высокая оценка её верности и её терпению была только глубже из-за тех несчастий, которые он претерпевал сам. Как Е.П. Блаватская, так и Макс Гендель отдали свои жизни на прекрасное служение духовным нуждам человечества. Оба рано ушли в могилы, разбитые ответственностью и преследованием. Каждый оставил как наследие будущему поколению метафизическую литературу, которая, несомненно, переживет превратности времени. Истинные цели мистицизма - увековечить, объяснить и применить идеализм человечества. Человек обращается к религии за руководством, поддержкой и утешением. Мы хотим, чтобы религия оставалась позади нас, когда мы стараемся прожить честные жизни. Мы хотим знать, что где-то в мире существует группа объединенных людей, которые придерживаются духовных ценностей в разрушающемся материальном мире. Все мы ищем вдохновения. Мы желаем идеалов. Мы хотим достойную цель, объединяющую нас в нашей  деятельности. Мы желаем возвести в этом потоке слёз духовное здание, которое возвысится над однообразием. Мы хотим войти в жизнь, принимая наши духовные институты как оазисы в пустыне материализма. 

Цивилизация находится в муках великого периода преобразования. Человек как никогда прежде в истории ищет решение неминуемых и серьезных проблем. Церковь и государство в равной степени осознают, что они способны объединиться в то время, когда знакомый им мир уходит в Лету. Во все периоды цивилизованного мира были мужчины и женщины, преданные мистическим толкованиям жизни. Эти мужчины и женщины посвящены в систему духовной этики, которая имеет в своей основе два великих принципа: Отцовство Бога и Братство людей. Ученики большей частью организованы в различные группы, большие и малые, с целью самосовершенствования и социального улучшения. Такие группы можно разделить на две части. Первые, вдохновленные фундаментальным христианством; и вторые, в сущности, восточного склада. Хотя эти группы различны в выражении, основные цели, которые они стремятся достичь, идентичны для всех просвещенных религиозных движений, поскольку их основное намерение и цель - возрождение человека, индивидуальное и коллективное. 

Макс Гендель был пионером в христианской мистике, а мадам Блаватская была пионером в восточном оккультизме. Оба создали системы мышления, которые распространились во всем духовно-голодающем человечестве. Они оставили не только свои организации, но и семена, которые они посеяли в сердцах людей, в последствии проросшие и принесшие плоды во многих частях мира, где другие организации были созданы в таком же ключе. По этой причине существует значительная группа мистиков и оккультистов в Америке, и их число увеличивается каждый день - искренними мужчинами и женщинами, чьи сердца и умы нуждаются в неком разумном объяснении тех изменений, которые происходят в обществе.

Почти всем ученикам оккультных наук в Америке известна работа, которую проделали мадам Блаватская и Макс Гендель. Жизни этих двух религиозных основателей являются постоянной мотивацией для еще больших духовных усилий и бескорыстной отдачи. Если мы восхищаемся этими великими лидерами, мы желаем продолжить их работу по увековечиванию их доктрин через слово и действие. В период большой Мировой Войны метафизики потеряли большую возможность внести  неоценимый вклад в человечество, позволив разбить себя вдребезги внутренними потрясениями и противоречиями. Организации, которые должны были быть посвящены бескорыстной службе человечеству, вместо этого впустую растрачивали свою энергию в бесполезных прениях из-за личных проблем, имеющих малое значение или же вовсе никакое.

Наш нынешний кризис гораздо значительнее, чем Мировая Война. Весь цивилизованный мир находится в бедственном положении перед лицом эгоизма и коррупции. Новые возможности прекрасно подходят для применения духовных методов к решению материальных проблем. Это долг всех духовно просвещенных людей – забыть все разногласия, пожертвовать всеми личными амбициями и подтвердить свою приверженность великим идеалам, которые призывали внедрять в жизнь их различные ордена и общества. 

Во время периода великого бума, непосредственно предшествующего нынешнему экономическому кризису, даже мистические организации были поражены бациллами богатства, личных амбиций и потребления. Личности затмили принципы, а отдельные люди и организации отступили от своих простых истин, которые являются основами разумной жизни. Затем последовал крах. Материальные ценности сгинули подобно грузу в бездонные глубины. Амбиции были разбросаны по ветру и человечеству пришлось столкнуться с проблемами, которые могут быть решены через переоценку духовных ценностей и обращению людей и организаций к принципами просвещения и истины. 

Макс Гендель                                  Елена Блаватская
Именно в этот самый день Е. П. Блаватскую, львицу Теософского Общества, следует вернуть из amenti* мудрецов и потребовать отдать ей должное со стороны общества, ею основанного. Кто бы смог, стоя перед ней, сказать: «Возлюбленный учитель, мы сделали всё, мы остались верны тебе и Мастерам, о которых ты говорила». Как много могут сказать: «Мы были честными, добрыми, справедливыми и беспристрастными; мы верно следовали мудрости, данной нам тобою; мы распространяли твоё послание; мы читали твои книги; более всего мы оставались абсолютно свободными, как ты просила нас, от всех пагубных разделений и альянсов». Многие ли могут сказать: «Вот твоё Общество, такое же чистое, каким ты его нам передала». Могут ли теософы сделать это или же будут смущены, не в состоянии взглянуть в большие грустные, ясные глаза первого и Величайшего Теософа? Может ли мадам Блаватская, прогуливаясь по коридорам Адьяра, обратиться к тем, кто представляет её в двадцатом веке и сказать: «Как славно, добрые и верные слуги»? Если она не может сказать это, то почему? Потому что они помнят её имя, но позабыли её работу? Или потому, что безвольные и мелочные мужчины и женщины настолько забыли великую добродетельность, что они воздвигли сами себе державу на руинах идеалов? Теософы всего мира, обратите себя к благороднейшей душе, которая была среди вас, чьим трудом было ваше изобилие, чьими идеалами была польза вам и чья бескорыстная жертва является краеугольным камнем вашей организации.

Предположим, сходным образом, что Макс Гендель вернулся бы на поля своих земных трудов и в простом габардине ходил среди своих последователей. Предположим, что он сказал бы: «Братья и сестры, любите ли вы друг друга? Я засадил розами сад добродетели; внимательно ли вы заботились о нем ? Моё имя на ваших устах, но есть ли в сердцах ваших мой труд? Были ли вы правдивы друг перед другом? Трудились ли вы бескорыстно и самозабвенно? Возлюбили вы нашего Небесного Отца, который любит вас так же, как всех людей?» Как бы розенкрейцеры ответили ему? Могут ли они сказать: «Любезный Брат, наше постоянное вдохновение, мы выполнили твои труды в смирении и кротости. Не было гордости среди нас, ни эгоизма, ни личной выгоды, ни низких амбиций к большой выгоде. Здесь данное тобою Братство в согласии. Мы можем возвратить его в красоте, в чистоте, в единстве святой цели, каким Вы его создавали. Здесь нет ни капли строгого следования; мы едины не в мелких вещах, но в великих делах. В течение пятнадцати лет с момента Вашего ухода в великую жизнь мы стремимся совершать Вашу работу. Мы - мужчины и женщины, в которых нет лукавства, какими Вы и наставляли нас быть». Будут ли эти слова правдой? Если нет, то почему они не являются правдой? Человек слишком слаб, чтобы нести эту работу? Их мелочность так велика, а величие столь мало? 

Если мы вынуждены стыдиться, когда наши лидеры возвращаются к нам снова и мы вынуждены осознавать, что мы изменяем им, так давайте же вновь подтвердим нашу приверженность им. Пусть дух Е.П. Блаватской возродится в сердце каждого теософа, а дух Макса Генделя снова заживет в сердце каждого розенкрейцера. Когда придет их время, а оно приходит, мистики и оккультисты всего мира смогут скрепить руки через пропасть их разногласий, объединиться в цели, стать армией духовного восстановления, марширующей словно пророки прошлого в авангарде прогресса. 

 - Мэнли П. Холл, 1933 

 _____________________________

 *Безумных (лат)

Открыт аудиториум Общества Философских Исследований (статья из газеты "Лос-Анджелес Таймс", 1959 г.)

Основатель рассказал о возможной опасности, которой подвергнется культура без духовного оттенка. 


 "Развитие материального знания, лишенного философского и духовного аспекта, подвергает опасности существование нашей культуры" - заявил вчера Мэнли Холл, основатель Общества Философских Исследований, своим студентам и друзьям на церемонии заложения краеугольного камня для нового аудиториума Общества на 3341 Бульваре Гриффин Парк. "На религиозном уровне мы строим мосты дружбы между пятью великими существующими религиями человечества" - сказал он. "Являясь частью культуры Мира, мы хотим любым возможным способом способствовать наилучшему пониманию между Востоком и Западом. Мы призываем учеников как древних, так и современных религий воспользоваться услугами нашей необычной библиотеки на этих просторах" Президент школы религии, философии и психологии, основанной в 1934 году, заявил, что аудиториум знаменует завершение строительной программы, начатой 25 лет назад. Он также добавил, что "взрослый человек имеет троичную природу и каждая его часть должная находится в гармонии с другими частями". "Наука способствует материальной безопасности человека, философия приносит здоровье и мир его разуму и душе, а религия строит основание для веры, достигая самых глубоких сфер духовной природы человека" - сказал он. "Когда гармония проникнет во все три уровня, все добродетели человека расцветут и мы вместе построим будущий мир -  лучше, чем тот, который всем нам известен".  "Это то прочное основание, которое должно укрепить нас во времена волнений, поддержать нашу всеобщую веру и сохранить нашу надежду на мир и добрую волю среди людей" - сказал он. 

На фото: Закладка краеугольного камня. Мэнли Палмер Холл, президент Общества Философских Исследований, закладывает краеугольный камень на открытии нового аудиториума.
 ___________________________________ 

 Лос-Анджелес Таймс, 17 мая 1959 года