10 ноября 2015 г.

Мэнли Палмер Холл и Бела Лугоши

Мэнли Палмер Холл                                   Бела Лугоши
Мэнли Палмер Холл, будучи, несомненно, неординарной и выдающейся личностью, с самого начала своей карьеры умел производить впечатление на людей и заводить знакомства в самых различных кругах. Мы уже отмечали, что среди его друзей и последователей было немало известных людей того времени: политиков, писателей, людей искусства и шоу-бизнеса. Ведь его обаяние, притягательность, так же, как и его дружелюбный нрав, отмечали многие люди, которым доводилось с ним встречаться. Одной из областей, которая несомненно занимала Холла, было кино. А точнее - голливудская киноиндустрия, тогда только набиравшая ход. Голливуд быстро стал пристанищем молодого мистика, перебравшегося сюда из Нью-Йорка. Именно в Голливуде, на Лос-Фелиц, находится основанное Холлом Общество Философских Исследований и здесь же он прожил свои последние дни. Надо отметить то, что в Калифорнии еще раньше начала формироваться своего рода субкультура, включавшая в себя визионеров, художников, писателей, актеров, бизнесменов, имевших склонность к мистицизму, спиритуализму и открытые духовным идеям "нового века", и в этом сообществе Мэнли Холл, разумеется, занял заслуженное место. Автор самой полной на данный момент биографии Мэнли Холла Льюис Сарагун отмечает, что Холл являлся со-автором сценария первой большой кинокартины с астрологической сюжетной линией, а также выступал активным сторонником создания и продюсирования новых фильмов и радиопередач, имевших в основе аллегории и пророчества древних цивилизаций. 

Среди близких друзей Холла были такие звезды кино, как Лью Эйрис и Глория Свенсон. Но
безусловно самой яркой персоной в его окружении был Бела Лугоши. Всемирно известный венгерский актер, прославившийся на весь мир ролью Дракулы, был близким другом Холла, разделяя, вероятно, многие его интересы. Лугоши, до конца следуя своему кинообразу, горячо любил мистические истории и ужасы, в том числе и истории, собранные и написанные самим Холлом. В планы обоих даже входил совместный кинопроект - продолжение Дракулы. Имея уже некоторый опыт в этой сфере, Холл подготавливал собственный сценарий к сиквелу, но этой идее, увы, не суждено было сбыться.


Но, тем не менее, друзьям суждено было встретиться на съемочной площадке. В 1940 году режиссер Артур Любин приступил к съемкам своего нового фильма - "Черная пятница", в котором зрителей ожидал уже знакомый им актерский тандем Лугоши-Карлоф. Чтобы придать фильму некую изюминку, а сценам - большую реалистичность, Лугоши и его агент Эванс Хоскинс предложили воспользоваться приемами гипноза в той сцене, где герой Лугоши погибает. Идея многим пришлась по вкусу и когда дело дошло до практики, то, очевидно, лучшего гипнотизера, чем Холл компания Universal найти не могла. Возможно, впрочем, что самому Лугоши было комфортнее работать со своим другом, нежели с кем-то другим. Тем более если дело касается гипноза, к которому Бела относился с опаской. Холл же, в свою очередь, зная Лугоши уже несколько лет, был осведомлен о его сильных и слабых сторонах, что могло облегчить манипуляции его сознанием. 

Итак, съемочный вечер настал и 25 репортеров, прибывшие на Саундстейдж 14 в Юниверсал Сити, были готовы запечатлеть этот сеанс гипноза венгерской звезды. Режиссер Артур Любин был ведущим, представившим публике Белу, актеров Бориса Карлоффа, Стэнли Риджеса, Энн Нейджел, Энн Гуинн, а также Мэнли Холла, доктора Джорджа Эскера и его медсестру Пегги Бэлл, измерившую пульс Белы - 72 удара. Вот как передал это действо корреспондент "Нью-Йорк Таймс" Черчилль:

Холл гипнотизирует Лугоши перед съемкой в сцене

"Лугоши, похожий на доброго ирландского копа, располагался в кресле перед Холлом, плетущего тем временем чары. Загипнотизированный, Бела совершил перемещение на двусторонний прибор, который являлся шкафом, в котором актер был заперт и в котором ему предстояло задохнуться. Холл, следовал условленному сценарию, гипнотизируя Лугоши. Камеры заработали. Холл прошептал "Сейчас ты задыхаешься" и Лугоши начал выискивать носом щель в двери шкафа, требуя "Выпустите меня!". Так как им начала овладевать истерия, он кричал "Выпустите меня! Я скажу где лежат деньги. Они в печи". Его крик становился пронзительным и он выкрикивал свои ролевые реплики. Затем за его плечами открылась дверь и он опустился на пол. Присутствовавший врач измерил пульс, который превышал нормальный на 160 ударов, и который, по словам врача, соответствовал состоянию действительно задыхающегося человека. Лугоши перенесли на стул, где Холл  вернул его в сознание. Обследование показало, что пульс актера снова пришел в норму. Режиссер Артур Лубин отметил, что сцена на 100 процентов лучше, чем предыдущая, без гипноза."

Герой Лугоши прячется шкаф и уже внутри пытается выбраться

Как мы видим, гипноз прошел удачно, и результат превзошел все ожидания. В самом фильме мы действительно можем видеть как Лугоши с неистовым криком стучится в запертую дверь, находясь в кромешной тьме, словно его жизнь действительно была на волоске. Несмотря на успех картины, в последствии этот съемочный эпизод вызывал неодназначную реакцию. Некоторые журналисты отметили неудачную работу оператора, которому не удалось полноценно снять эту сцену. Скептики же, в числе которых были актриса Энн Гуинн и супруга Лугоши Лилиан, вообще усомнились в том, что Бела был загипнотизирован. Так или иначе, дружеская связь Мэнли Палмер Холла и Бела Лугоши оставила свой след в кинематографе, придав этим съемкам дополнительный мистический шарм, во многом благодаря участию известного на всю Америку гипнотизера. И кто знает, будь у Лугоши и Холла возможность, каков был бы итог их совместной работы над новым Дракулой...


9 ноября 2015 г.

Том Мелит. Очерк о PRS.


Этот отрывок является всего лишь небольшим сообщением, которое Том Мелит (Thomas Edward Andrew Mellett) опубликовал в интернете. Нам мало что известно об этом человеке, кроме того, что он активнеый деятель Антропософского движения, проживающий в Лос-Анджелесе. В небольшом сообщении господин Мелит, поведал, не без иронии, немало интересного о деятельности PRS (Общество философских исследований) и о том как там принимают учение Рудольфа Штайнера сегодня. 

Я нахожусь в приятельских отношениях с Обадиа Харрисом, президентом PRS и человеком, который был избран главой PRS после смерти Холла, случившейся при подозрительных обстоятельствах, возможно, убийстве, в 1990 году. Весной 2004 года Обадиа спросил меня, не провел бы я курс по Штайнеру и антропософии. После этого я еженедельно проводил занятия по курсу, который длился десять недель. 

Я преподавал в "верхней комнате" в центре. Здесь было большое богато украшенное кресло, которое поддерживало Мэнли даже в то время, когда он достиг 300 фунтов. Он располагалось в центре подобно нетронутому трону. Сама же комната озарялась большим портретом мадам Блаватской, которая смотрела в класс, в его правую часть. Каждую неделю в своем выступлении я чувствовал себя обязанным так или иначе выразить признательность присутствию Елены Петровны и её труду . 

Вдова Холла, Мэри Бауэр Холл, с которой у меня была приятная встреча за год до её смерти в возрасте 99 лет, твердо верит, что Мэнли сам был реинкарнацией мадам Блаватской. Какой бы дикой и безумной ни была её слава, касающаяся оккультных и эзотерических вещей, все же её присутствием говорит о глубокой преданности Мэнли к ЕПБ и долге перед ней в его собственном эзотерическом развитии. 

Разумеется PRS не исчерпало себя после смерти Мэнли, хотя действительно изменилось. Даже после того, как я проводил там свои лекции. В данный момент там больше нет занятий и даже популярные утренние воскресные лекции отменены. Но есть и то, что тем не менее, воскресло из пепла - это программа дистанционного обучения, которую учредил Обадиа. Она получила название UPR (Университет философских исследований), и  вас есть возможность получить степень магистра в Изучении Сознания и Трансперсональной Псхилогии, слушая аудиокассеты. А уже сейчас имеется возможность общаться с преподавателями по интернету и телефону. Совсем недавно UPR получил государственную аккредитацию. 

Что касается меня, я поддержу любого, кто приедет в Лос-Анджелес посетить PRS комплекс. В особенности огромную библиотеку - настоящую сокровищницу тысяч оккультных и эзотерических книг, которые Мэнли собирал по всему миру. Просто спросите д-ра Обадиа Харриса, скажите ему, что вас прислал Том и тогда Обадиа проведет вас в подземный тайный подвал под библиотекой, где вы увидите медные контейнеры, привезенные Сэром Фрэнсисом Бэконом и Сэром Уотером Рэли в Вирджинию в 1601 году, содержащие в себе свидетельство о грядущем основании США, т.е. "новой Атлантиды" Бэкона, и подтверждения того, что Бэкон является подлинным автором работ Шекспира* (ну, не совсем ;=). Конечно, Обадиа гостеприимный хозяин и он высоко ценит труды Штайнера. Так что он тепло примет в PRS любого гостя из движения Штайнера.

 Том Мелит. Лос-Анлджелес, штат Калифорниа 2008 год.
 ______________________ 
 * Разумеется, это была язвительная шутка со стороны Тома, в которой он затронул одни из основных идей Холла.

Дом Мэнли П. Холла выставлен на продажу (2006 год)



Крис Ходапп - редактор периодического издания "Journal of the Masonic Societry". Он проживает в Индианаполисе и является масоном 33 градуса. Автор бестселлера "Масонство для чайников", в этой статье он рассказывает о судьбе Ennis Hous - дома, построенного в стиле майа, в котором жил также и Мэнли П. Холл.

После многих лет простоя и беспокойного прошлого Эннис Хаус - дом, построенный архитектором Фрэнком Ллойд Райтом в исторической части Лос-Анджелесе, выставлен на продажу. Если его вид кажется вам знакомым, вы, вероятно, видели его в фильмах "Дом ночных призраков" ("House on Haunted Hill"), "Бегущий по лезвию"(Bladerunner), «Ракетчик» ("The Rocketeer") и многих других. Он построен в храмовом стиле с системой колонн из цементного блока и дверных проемов, вместе с очертаниями в стиле майа. Но не каждому известно, что он был еще и домом известного эзотерического автора Мэнли П. Холла. Первоначальными владельцами, получившими дом, были Чарльз Эннис и его жена Мэйбл. Чарльз был уроженцем Питтсбурга и переехал в Лос-Анджелес для открытия магазина одежды. Эннис был масоном и обратил внимание на дизайн бетонных блоков, разглядев в них масонский наугольник и циркуль. Он прожил в доме лишь четыре года спустя его постройки. Энни являлся Рыцарем Тамплиером и когда он умер, в 1929 году, его похоронная служба была проведена в гостиной комнате отделения их ордена в Лос-Анджедесе - Commendary № 9. Подробности истории Энни Хауса проливает статья LA Magazine "Дом ночных призраков", 2006 года. Эта статья кратко упоминает о времени, когда в доме жил Мэнли П. Холл.

Фрэнк Ллойд Райт
Основатель Общества философских исследований на бульваре Лос Фелиз, автор "Тайных учений всех времен"(истории эзотерики), очаровательный оратор Холл был одной из самых харизматичных фигур Лос-Анджелеса 30-х годов. Не смотря на протечку воды ("вода набиралась в зигзаги блоков" - вспоминал он позже), его это не остановило и он поселился в нём. Для Холла дом был подмостком его необыкновенной жизни. На фоне камина из стеклочерепицы он установил богато украшенную лакированную буддистсткую святыню, а также содержал двор, который постоянно посещали толпы ищущих и знаменитости. 


Дом подвергался многомиллионной реконструкции и его цена была снижена вдвое - с $15 млн до $7,5 млн. CurbedLA.com, описывая недвижимость, сообщает: 

"Несомненно Эннис желал бы жить в таком большом сооружении, и, вместе с этим, он также мог сделать из него действительно полноценный масонский храм. Узор текстильных блоков Энниса является "вероятно, отсылкой к Масонскому ордену, членом которого он являлся, и символу этой организации - циркулю с литерой G, означающей Бог" 



Дом в действительности мог бы стать фантастической масонской ложей, если бы его вид не портили вечно припаркованные рядом машины. 

1 ноября 2015 г.

Кто правит миром?


Вчера разговор с одним весьма умным и проницательным человеком из числа моих коллег вылился в обсуждение геополитики. "Участие в войне страны, в которой ты живешь  - это всегда плохой признак" - с этими её словами нельзя не согласиться. Хорошо зная арабов и вообще ближневосточный менталитет, моя собеседница сделала однозначные выводы :
 - беженцы бегут в Европу не от войны 

 - работать они не будут, учиться тоже и вообще они в массе своей необразованны
 - они кем-то направляются и спонсируются, поэтому и идут так послушно и в конкретные районы
 - участие России в войне спровоцирует ответную агрессию

Вещи в общем-то очевидные. Но дальше последовали выводы, от частного к общему, с которыми мне трудно согласиться. А именно:
 - геополитические процессы,  цветные революции, миграция беженцев и сирийская война - воплощение планов правящей "верхушки", могущественной группы лиц, т.е. то, что обычно называют мировым заговором.

 -  с целью уменьшить количество европейского белого населения в Европе активно пропагандируются однополые браки в противовес активному размножению мигрантов-мусульман
 - Израиль как государство был создан и вооружен для того, чтобы сдерживать арабские силы на Ближнем Востоке
 - Третья мировая война, вероятнее всего началась, и протекать она будет по другим законам и в другом формате, нежели первые две.
Вот это уже куда сомнительнее, на мой взгляд. О том, что в противостоянии цивилизации Запада и варваров победят, как уже было когда-то, варвары, мне приходилось читать у некоторых историков. Но в том, что мировые олигархи, беспокоясь за свои состояния, занимаются закулисными интригами, потягивая виски за картой мира, я очень сомневаюсь. Хотя бы потому, что множество теорий заговоров с успехом разоблачались и оказывались умелыми и не очень фальсификациями. Я больше склоняюсь к стихийной природе событий истории. А вершить революции из секретных штаб-квартир, на мой взгляд, мешало бы такое свойство информации, как её непрерывное расширение. В плане должны быть задействованы множество людей из различных стран. При таком охвате утечки информации просто не избежать. Так же, как и сегодня. И это были бы не просто слухи и догадки, которых всегда и так предостаточно, а конкретные документальные свидетельства. Но их нет, и не было. При том, что по-настоящему секретные сведения, к примеру, о том, что спецслужбы одного государства прослушивают политиков другого, сегодня достаточно быстро становятся общим достоянием. Как-раз по той же причине - невозможности сдержать информацию в сжатых границах. Возможно, я ошибаюсь. Но теории заговоров всегда казались мне слишком простым объяснением истории да и жизни вообще. Ведь даже любая религиозная система, любая секта - это тоже своего рода теория заговора. Но им верится еще меньше.  
Amor vincit omnia

Превратности работы


Вчера задумался над вопросом: почему пятичасовое стояние за камерой на пьянке оценивается в разы больше, чем цельная журналистская работа. Действительно странно! Ведь для первого не нужно абсолютно ничего, кроме наличия видеокамеры. Во втором случае необходима подготовка, некоторое образование, интеллектуальный труд, специальные навыки, работа нескольких людей. Это абсолютно, как говорят,  "шуточный" товар и, следовательно, оцениваться должен гораздо выше. Но сегодняшняя рыночная система преподносит нам такой вот парадокс... Посмотрите, логично, что если за что-то платят, готовы платить больше, значит оно в этой общей системе ценностей нужнее и больше пользуется спросом. Если подставить в эти переменные конкретные значения, то вывод такой: заслуженном юбиляру важнее съемка его личного праздника, чем конкретной медиа-организации, обществу, государству - производство и выпуск новостей. Поэтому надолго в СМИ остаются лишь люди, "подсевшие" на это дело и преданные самому ремеслу, а те, кто хотят заработать - занимаются частными заказами и работают на себя. Это одна из причин, по которой видеооператора, готового полноценно работать в телекомпании, найти сегодня почти невозможно. Они будут подрабатывать, в этом ничего предосудительного нет, но я, например, не могу называть их журналистами. Наёмники. Ситуация вряд ли измениться в глобальном смысле. Но у каждого есть возможность пойти дальше, искать счастья в других начинаниях, обратит на себя внимание, сделать себя самого. Все журналисты, сделавшие себе имя, ассоциируются у нас не с конкретными СМИ (исключение лишь, быть может - Екатерина Андреева), а прежде всего с собственным именем. Так что, коллеги, "подсев" на профессию, не позволяйте себе "завязнуть" (какие разные глаголы, обратите внимание) в одном издании, редакции или телекомпании. В общем делайте то, что считаете нужным, не оглядываясь на рынок оказываемых услуг. Надеюсь, что этот призыв услышу в первую очередь я сам. Какие позитивные мысли накануне отпуска...
Amor vincit omnia

18 октября 2015 г.

Воистину ты не умрёшь, но будешь жить


На прошедшей неделе Пророку, Зверю 666, среди людей названного Алистером Кроули исполнилось 140 лет. Можно только догадываться в каких высших или низших сферах пребывает он сейчас, но думаю, несколько слов о нём написать стоит. Был довольно долгий период, когда ничто из прочитанного совершенно не трогало меня, не оказывало практически никакого воздействия. Да, вероятнее всего читал я очень мало или же читал не совсем то. Но история этого человека не смогла оставить меня равнодушным. Мартин Бут написал потрясающую биографию Алистера Кроули "Жизнь мага". Сразу скажу, не всем телемитам она пришлась по душе. Мне встречались возражения, мол, как о жизни мага может писать профан. Но ценность этой биографии как-раз и заключается в том, что написана она беспристрастно, объективно, как настоящая журналистская работа. И жизнь мага меня по-настоящему поразила. На страницах ожила совсем другая личность - не такая, какой её рисуют многочисленные статьи, заметки и энциклопедические источники. Как не вспомнить фразу Оскара Уайльда, ставшую крылатой. Звучит она примерно так: "мне говорили о вас столько гадостей, что не сомневаюсь: Вы замечательный человек". Ну, разумеется! Иначе и быть не могло. Невероятны, граничащее с гением, обаяние Кроули, его остроумие, интеллект, поэтичность и ирония просто не могли не вызывать ненависть и зависть у его современников. Конечно же, он не эталон! Не праведник. Но - вспыхнувшая звезда! В этом и есть один из главных тезисов его философии. Праведником можешь ты не быть, но звездой быть обязан! В новом времени, тогда, да и сейчас человечеству необходим такой пример. И такое откровение, в котором бы провозглашалась абсолютная свобода личности человека. Нет бога, кроме человека. Это ли не апофеоз свободы, не инверсия тёмной ветхозаветной религии. "Книга закона" - вот красота, вот жизнь духа, вот поэзия богов, какой она мне представляется. Да, правы те, кто говорят, что в книге отражена личность самого Кроули. Да, именно это придает ей особый привкус. Да, не станет она мейнстримом и слава богам. Пусть все сочтут её высокопарной и предназначенной для эскапистов, но именно в ней я чувствую свет, жизнь, любовь и свободу. И, каким бы сложным не был моё тезка, свою миссию, свой крест он нёс очень мужественно и играючи. Поднимем бокалы за него!
Amor vincit omnia  

2 октября 2015 г.

Вновь о суррогате

Что-то забросил я совсем свой Эриннерунг. Все-таки, наверное, хорошо, что он такой скрытый от посторонних глаз. Чтобы заходить сюда и перечитывать периодически мой "шизофренический бред", надо иметь... очень веские причины. Ну а мне тоже нужны веские причины, чтобы писать здесь вновь о чем-то... своём. Жаль, но я стал уже предсказуем, а значит скучен. Любые записи так или иначе касаются моих перипетий на личном фронте и у моих немногих приятелей уже иссякли запасы иронии, чтобы реагировать как-то на эту мою историю. Сегодня я вновь в этом настроении... Я готов был вновь, в который раз, описать свою драму, если бы не голос, который откуда-то изнутри донесся до меня. Он сказал просто три слова: du bist beste. И я знаю, кто это и... мне правда легче. Ничто другое меня не интересует.