6 апреля 2011 г.

Символика козла

Моя почтеннейшая ученица  как-то спросила меня какова символическая связь между козлом и сексуальностью, которую он представляет. Я не нашелся тогда что ответить, но думаю, что этот отрывок из уже не раз упомянутого здесь Ричарда Кавендиша прольет свет на этот вопрос. Прошу запастись терпением и прочесть этот любопытнейший текст.

                                                                Аркан "Дьявол" в Таро Кроули

Тот факт, что Дьявол часто оказывался рогатым, по-видимому, объясняется его символической связью с числом 2. Звериному облику его также не следует удивляться: ведь с древних времен считалось, что демоны являются людям в виде животных или существ, в облике которых соединились части тела различных животных (как рогатый пес Изабеллы Беккет или Бамбергский зеленый бес). Чаще всего Дьявол принимал вид козла (хотя, как ни странно, в Англии и Шотландии в таком облике его никогда не видели). Также он мог явиться в образе кота, пса, быка, коня, барана, а изредка представал в виде вепря, медведя или оленя. У Дьявола-козла были рога, хвост, раздвоенные копыта и иногда рыжеватая борода. Как правило, козел этот был черной масти и прихрамывал.



Ассоциации между Дьяволом и козлом, возможно, имеют отношение к одному из главных ритуалов шабаша – совокуплению ведьм с Дьяволом. Уже в ранних описаниях шабаша, записанных со слов Анн-Мари де Жоржель и Катрин Делор, сообщается, что ведьмы должны были доставлять председателю шабаша плотские утехи. Вера в способность и желание демонов вступать в половую близость с людьми восходит главным образом к иудаистской традиции (в частности, к легенде о плотском общении Адама с Лилит и другими демоницами). Известно также множество античных мифов о браках земных женщин с богами – которые для христиан были демонами; но главным источником подобных верований была легенда о Хранителях.


Связь между Хранителями, злым началом и козлом заложена в структуре иудейского ритуала изгнания в пустыню «козла отпущения». В Книге Левит (16:7 и далее) Господь велит Аарону избрать козла «для Азазеля *» и возложить руки на голову этого козла, «чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую». Этот ритуал иудеи совершали вплоть до 70 года н, э.


Козла выводили в пустыню и сбрасывали со скалы. Голову его при этом обвязывали красной шерстяной нитью – по-видимому, в согласии с обетованием Господним из Книги пророка Исайи: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (1:18). Много веков спустя красная нить и красная веревка стали атрибутами ведьм.


Ритуал «козла отпущения» не забылся. В XIII веке раввин Моисей бен Намен писал: «Господь, однако, повелел нам на праздник Йом Киппур посылать козла владыке, чье царство – в местах пустынных. Силою своей он вызывает разрушение и опустошение… Он связан с планетой Марс… а из животных ему принадлежит козел. Демоны находятся под властью его и Библии, зовутся «шеирим» (козлы)". Этот владыка пустынных мест, которому посылали козла, и есть Азазель, «звезда, упавшая с неба», вождь Хранителей из 1-й Книги Еноха. Будучи связан с Марсом, он научил людей делать оружие. Господь заточил его в пустыне до дня Страшного Суда, а затем Азазель будет ввергнут в вечный огонь.


В этом ритуале козел, на которого возлагаются грехи всего народа, приобрел ассоциации с нечистотой и злом. А по причине связи с Азазелем он также стал ассоциироваться с Дьяволом и падшими ангелами. В Евангелии от Матфея Иисус говорит, что в некий день Он придет во славе и разделит все народы, «как пастырь отделяет овец от козлов». Козлы, т. е. грешники, будут ввергнуты «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:31-41).


Азазель был предводителем Хранителей, обуянных плотской страстью к дочерям человеческим, а также вождем шеирим, или демонов-козлов, которые несколько раз упоминаются в Ветхом Завете. Некоторые древние евреи поклонялись этим демонам. Царь Ровоам назначал жрецов шеирим, а Иосия, напротив, уничтожил места их почитания (2 Пар. 11:15и4 Цар. 23:8). Подобно тому, как Хранители брали в жены смертных женщин, так в культе шеирим, по-видимому, имело место совокупление женщин с козлами. В Книге Левит сказано: «…и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно» (18:23), – а также: «чтоб они впредь не приносили жертв своих шеирим, за которыми блудно ходят они» (17:7). Похожий культ существовал в Египте во времена Плутарха. В египетском городе Мендес поклонялись божественному козлу, для совокупления с которым выбирали самых красивых женщин. Элифас Леви отождествляет козла Мендеса с козлом ведьмовского шабаша и называет его также «Бафометом Мендеса».


Легенда о Хранителях и о том, как они возжелали сойтись с дочерьми человеческими, в Средние века была хорошо известна. Представление о блуде женщин с Дьяволом в облике козла сложилось, по-видимому, именно на основе ассоциаций между козлом, Азазелем, Хранителями и шеирим. Не исключено также, что средневековые поверья о совокуплении ведьм с обоготворяемыми животными подкреплялись тем фрагментом из Книги Исход, где содержится чудовищный стих, на который постоянно ссылались охотники за ведьмами:


«Ворожеи не оставляй в живых». Дело в том, что непосредственно в следующем стихе содержится запрет на скотоложество, а далее – запрет на поклонение иным богам, кроме Иеговы: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх. 22:18-20).


Некоторые современные авторы предполагают, что в ритуалах шабаша сохранились пережитки древнегреческого культа Диониса. Непосредственных подтверждений этой гипотезе мы не находим, однако между Дионисом и Дьяволом, которому поклонялись ведьмы, действительно есть определенное сходство. В обоих этих культах участвовали преимущественно женщины; оба культа носили оргиастический характер. Дионис также иногда изображался в облике козла, хотя чаще – в облике быка. В селении Элевтерии, откуда культ Диониса заимствовали афиняне, этого бога именовали «Ме-ланайгис» – «Тот, кто со шкурой черного козла». В число обрядов поклонения Дионису входила ритуальная битва между «Черным» и «Светлым» богами (ср. мотив борьбы Дьявола с Богом). В Дельфах Диониса считали властителем зимних месяцев и, по-видимому, ассоциировали его с «ночным солнцем», или «черным солнцем», – предводителем звезд; в этом качестве он являлся антиподом светлого солнечного бога Аполлона, который правил летними месяцами года. Как и все прочие боги плодородия и растительности, Дионис был связан с подземным миром (ведь деревья и травы растут из-под земли). Кроме того, в его свиту входили сатиры – похотливые .козлоногие божества, сходные .с еврейскими шеирим.


Предводителем сатиров был также Пан, которому поклонялись по всей Греции.


Его изображали в виде получеловека – полукозла; он также считался похотливым и почитался как бог плодородия. Пан играл на тростниковой флейте; а ведьмы из Луатье утверждали, что танцевали на шабашах под пронзительные звуки флейты, на которой играл сам Дьявол.


Согласно теории Маргарет Мюррей, Дьявол принимает облик козла и других животных по. той причине, что он – не кто иной как языческий «рогатый бог» народов Западной Европы. Таким общеевропейским «рогатым богом» Мюррей считает галльского бога-оленя Цернуина. К сожалению, сведений о Цернунне о его культе сохранилось слишком мало. Известно, что 'он был богом плодородия и подземного :мира. Иногда .он изображался трехглавым, как Геката, и ассоциировался со змеем, как христианский Дьявол. Юлий Цезарь писал, что галлы считали себя потомками Диспатера – римского бога подземного мира. Галльское имя этого божества Цезарь не приводит, но если это и впрямь был Цернунн, то можно говорить об определенном сходстве его с Дьяволом как творцом мира и человека.


Но культ Цернунна едва ли мог сохраниться до Средних веков. Ни в одном западноевропейском законе против язычников мы не –находим упоминаний ни о рогатом боге, ни о каком-либо ином божестве в облике животного. Правда, языческая традиция ритуального ношения масок и костюмов животных сохранялась 'и я христианские времена. Святой Кесарий ш Арля ;(ум. 542) писал, что «некоторые рядятся в шкуры скота», другие: надевают на себя головы животных, при этом радуясь и ликуя». В том же «VI веке, но несколько позднее, городской совет Осера осудил людей, которые 1 января рядились ;в шкуры быков и оленей. Архиепископ Кен-терберийский Теодор (668-690) порицал разнообразные пережитки язычества, заодно осуждая злодеев, гадателей, отравителей и «всех, кто расхаживает первого января подвидом оленей или быков, т. е. обращается в дикого зверя, и рядится в шкуры скота, и надевает на себя головы животных… ибо сие есть бесовство *».


Маскарады таково рода устраиваю по сей день, но это не означает, что сохранился языческий; культ.. В Англии до сих пор проводят рождественские:


пантомимы,. участники которых рядятся: в. костюмы животных; однако говорить о поклонении языческому богу здесь было бы; столь же неуместно, как, скажем, обвинять в идолопоклонстве американских детей, которые надевают маски чудовищ на праздник Хэллоуин. Кроме того, на 1 января не приходился ни один из ведьмовских праздников. И все же традиция ряжения в костюмы животных, в свое время могла повлиять на ведьмовские ритуалы.


Иногда маски,, головы и шкуры животных косили на шабашах все участники, а не только председатель, хотя в большинстве случаев ведьмы являлись на сборища либо в обычной одежде, либо обнаженными.


По-видимому, следует говорить не о сохранении культа какого-либоконкретного божества – Цернуина, Диониса, Пана или иного языческого бога, – а о сохранении идеи. Ведьмы и ведьмаки, которые одновременно, являлись и чародеями, и дьяволопоклонниками, разделяли магические и языческие представления о ценности. животного начала в» человеке. Буйные пляски и оргиастические ритуалы в честь бога-животного служили, очевидно, для высвобождения этого животного начала. Теория магии гласит, что это – важнейший шаг на пути обретению целостности, к превращению человека в божество; и эта же идея отражена в гностических и– еретических учениях, согласно которым необходимое условие спасения – испытать все возможные на земле состояния и ощущения. Возможно, ведьмы верили, что достигают божественного состояния во время оргии на шабаше и, главным образом, во время сексуального контакта с богом» который зачастую являлся в облике животного и совокуплялся: с женщинами. с тыла, как животные.

1 комментарий:

  1. уж и не знаю, откуда пошел этот обычай совокупления с козлами и прочими скотами, но вряд ли это имеет отношение к колдовству, настоящие ведьмы совокупляются с реальными духами, демонами (называй как хочешь) и т.п. и никакие козлы (в т.ч. и безрогие, и двуногие) для этих целей не требуются

    ОтветитьУдалить